Христа славим

«Пришла коляда – отворяй ворота»

4.jpgДни празднования Рождества Христова называются Святками. Они идут от Рождества до Крещенского сочельника (то есть с 7 до 18 января по новому стилю). С древности существует обряд колядования, когда в святочные дни дети и молодежь ходят по соседским домам, поют песни, славят Христа.

Откуда же берет свое начало этот обычай? До сих пор с точностью нельзя ответить на этот вопрос. Ученые даже не могут прийти к единому мнению по поводу самого названия. Но как бы то ни было, а слово это (как и сам обряд) известно у многих народов. Чехи и болгары, сербы и словаки, украинцы и белорусы одинаково ждут наступления дней веселья и заранее готовят подарки колядовщикам. Праздник отмечают все, но в первую очередь молодежь, именно поэтому столько шума, смеха, красок, песен и игр.

Первоначально колядование было тесно связано с языческими традициями славянских народов. Но постепенно утратило свой языческий характер. Когда память о языческом празднике Коледы угасла в народе, распевавшиеся в честь праздника песни вышли из употребления и заменились новыми, составленными в христианском духе. Так появились рождественские духовные колядки. А колядующих стали также называть христославами.

1869997.jpg

Рассказываем историю Рождества

На Украине христиане придавали особое значение рождественским духовным песням. Порядком колядования заведовали специальные духовные братства, а выручка от этого пения поступала на церковный приход. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. У священнослужителей были рукописные сборники рождественских духовных песен (из так называемого Богословника). Христославы ходили с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу, и пели рождественские колядки, тропарь Рождества.

О чем рассказывают нам рождественские колядки? Конечно же, о Рождении Младенца Христа и первых днях Его жизни. Это светлые, добрые, часто торжественные песнопения. В простых, трогательных стихах и напевах колядок оживала история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, окруженный домашними животными, таинственные волхвы, идущие за Звездой, чтобы поклониться Царю Царей, злой Ирод, преследующий невинного Младенца.

Кроме того, колядовщики величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям, хорошего урожая, доброго здоровья, счастливого брака, а те щедро одаривали их разнообразными подарками. Шумный обход домов заканчивался рождественскими посиделками. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения.

Изначально тексты и напевы для колядок сочинял сам народ, позже стали появляться авторы-сочинители. Исполнялись эти духовные песни чаще всего хором и очень громко, в манере кричащего голоса. Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они сходны по своему строению (запев-припев), строятся на призывных интонациях, несложны по мелодике.

angevi10.jpgВ настоящее время выпускается большое количество кассет и дисков с записями рождественских колядок. Замечательные песнопения в исполнении великого русского певца И.С. Козловского можно услышать на диске  «Колядки, украинские и русские народные песни», вышедшего в издательстве Саратовской епархии. Здесь собраны наиболее интересные, яркие образцы колядок. Слушая этот диск, окунаешься в атмосферу рождественского праздника, безудержного народного веселья. Исполняя колядки, Козловский великолепно передает все богатство настроений и характеров народных песен. Этот диск по своему содержанию уникален! Впрочем, как и неповторим по значению обряд рождественского колядования.

К сожалению, в советское время традиция колядования, как и все, что было связано с праздником Рождества Христова, беспощадно искоренялась. И сейчас многие наши соотечественники имеют о ней весьма смутное представление. В то время как на Украине, в Молдавии, во многих других славянских странах даже в XX веке народ сохранил эту традицию. Хотелось бы пожелать, чтобы в России, наряду с общим церковным возрождением и возрастающим интересом к самому празднику Рождества Христова, вернулась и добрая традиция исполнения рождественских духовных колядок.

Вера Попечителева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 июня 2017 г. 10 июня ст.ст. пятница. Седмица 3-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Святитель Иоанн Тобольский
Святитель Иоанн Тобольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Рязанских святых. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Сибирских святых. Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV). Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Иоанна Тобольского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1). "Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным". Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, - послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, - и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил архипастырскую поездку в Архангельское и Ершовское благочиния
Все фоторепортажи