Христа славим

«Пришла коляда – отворяй ворота»

4.jpgДни празднования Рождества Христова называются Святками. Они идут от Рождества до Крещенского сочельника (то есть с 7 до 18 января по новому стилю). С древности существует обряд колядования, когда в святочные дни дети и молодежь ходят по соседским домам, поют песни, славят Христа.

Откуда же берет свое начало этот обычай? До сих пор с точностью нельзя ответить на этот вопрос. Ученые даже не могут прийти к единому мнению по поводу самого названия. Но как бы то ни было, а слово это (как и сам обряд) известно у многих народов. Чехи и болгары, сербы и словаки, украинцы и белорусы одинаково ждут наступления дней веселья и заранее готовят подарки колядовщикам. Праздник отмечают все, но в первую очередь молодежь, именно поэтому столько шума, смеха, красок, песен и игр.

Первоначально колядование было тесно связано с языческими традициями славянских народов. Но постепенно утратило свой языческий характер. Когда память о языческом празднике Коледы угасла в народе, распевавшиеся в честь праздника песни вышли из употребления и заменились новыми, составленными в христианском духе. Так появились рождественские духовные колядки. А колядующих стали также называть христославами.

1869997.jpg

Рассказываем историю Рождества

На Украине христиане придавали особое значение рождественским духовным песням. Порядком колядования заведовали специальные духовные братства, а выручка от этого пения поступала на церковный приход. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. У священнослужителей были рукописные сборники рождественских духовных песен (из так называемого Богословника). Христославы ходили с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу, и пели рождественские колядки, тропарь Рождества.

О чем рассказывают нам рождественские колядки? Конечно же, о Рождении Младенца Христа и первых днях Его жизни. Это светлые, добрые, часто торжественные песнопения. В простых, трогательных стихах и напевах колядок оживала история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, окруженный домашними животными, таинственные волхвы, идущие за Звездой, чтобы поклониться Царю Царей, злой Ирод, преследующий невинного Младенца.

Кроме того, колядовщики величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям, хорошего урожая, доброго здоровья, счастливого брака, а те щедро одаривали их разнообразными подарками. Шумный обход домов заканчивался рождественскими посиделками. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения.

Изначально тексты и напевы для колядок сочинял сам народ, позже стали появляться авторы-сочинители. Исполнялись эти духовные песни чаще всего хором и очень громко, в манере кричащего голоса. Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они сходны по своему строению (запев-припев), строятся на призывных интонациях, несложны по мелодике.

angevi10.jpgВ настоящее время выпускается большое количество кассет и дисков с записями рождественских колядок. Замечательные песнопения в исполнении великого русского певца И.С. Козловского можно услышать на диске  «Колядки, украинские и русские народные песни», вышедшего в издательстве Саратовской епархии. Здесь собраны наиболее интересные, яркие образцы колядок. Слушая этот диск, окунаешься в атмосферу рождественского праздника, безудержного народного веселья. Исполняя колядки, Козловский великолепно передает все богатство настроений и характеров народных песен. Этот диск по своему содержанию уникален! Впрочем, как и неповторим по значению обряд рождественского колядования.

К сожалению, в советское время традиция колядования, как и все, что было связано с праздником Рождества Христова, беспощадно искоренялась. И сейчас многие наши соотечественники имеют о ней весьма смутное представление. В то время как на Украине, в Молдавии, во многих других славянских странах даже в XX веке народ сохранил эту традицию. Хотелось бы пожелать, чтобы в России, наряду с общим церковным возрождением и возрастающим интересом к самому празднику Рождества Христова, вернулась и добрая традиция исполнения рождественских духовных колядок.

Вера Попечителева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи