Кафедральный собор Покровска: история и будущее

Кафедральный собор Покровска: история и будущее

3 июня  – День  Святой Троицы.

Этот православный праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В этом году празднование Святой Троицы в Покровске будет отмечаться особенно торжественно. И не случайно. Ведь кафедральный собор Покровской епархии назван именно в честь этого двунадесятого праздника…

При въезде в центральную часть Покровска возвышаются  купола Свято-Троицкого собора, являющимся кафедральным во вновь образованной Покровской и Николаевской епархии. Храм построен в 1825 году и претерпел  немало за время своего существования.  Это единственная Церковь в Покровске,  сохранившаяся до наших дней  и чудом уцелевшая  в  годы гонений. Название кафедрального собора неразрывно связано с празднованием престольного православного праздника – Днем Святой Троицы.  Как свидетельствуют исторические документы, церковь была освящена архимандритом Саратовского Спасо - Преображенского монастыря Арсением по Указу Пензенской Духовной консистории «Во имя  Святые  и Живоначальные Троицы».  Росло население покровской слободы, а вместе с тем  увеличивалось количество прихожан. Выросло и значение Свято-Троицкой церкви для центра слободы. Появилась потребность в расширении  храма.  В 1846 году был  подготовлен и  утвержден проект реконструкции Троицкой церкви.  А спустя четыре года храм был перестроен,  и в нем появилось три предела. Правый - освящен во имя святой Великомученицы Екатерины, левый – в честь Казанской иконы Божией Матери. Эти пределы  существует и в наши дни.

Большое внимание уделялось в церкви и духовно – нравственному воспитанию  подрастающего поколения.  Благодаря помощи и содействию меценатов были открыты  первое училище и церковно -приходские школы.  Церковная жизнь в Троицком храме, как и в остальных церквях  Покровска,  закончилась в годы гонений на православную веру. В середине двадцатых годов храм был закрыт. В те времена  городская  власть  жестко поставила вопрос   «об  изъятии покровских церквей на  культурные цели». Однако храмы кощунственным образом  разрушались. Чудом уцелел лишь Свято - Троицкий храм. Впоследствии здание  было  передано городской библиотеке, где располагался богатый книжный фонд.

Вопрос о возврате храма покровчанам встал  лишь в 80-ые годы. Это решение тогда с воодушевлением поддержали многие горожане. С этого момента  в Свято –Троицком храме  началась новая эпоха возрождения церковной жизни. Над восстановлением  храма тогда с усердием трудился первый настоятель протоиерей Александр Керимов, которому пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть церкви  былую красоту. Отголоски советского прошлого были налицо: здание осталось без колокольни, без куполов, сильно разрушено. На восстановление требовались огромные затраты. Необходимо было установить купола и произвести ремонт здания. Благодаря общим усилиям первого настоятеля, руководителей  предприятий  и прихожан здание храма было  приведено в надлежащий вид в кратчайшие сроки . 18 декабря 1990 года в 16:00 отец Александр совершил первое всенощное бдение по случаю праздника в честь святителя Николая Чудотворца.

Сегодня в Покровской епархии уже началась планомерная работа по возрождению утраченных традиций Покровска, и в первую очередь плодотворная деятельность  развернется в кафедральном соборе. Как рассказал секретарь епархиального управления, ключарь Свято –Троицкого кафедрального собора,  священник Виктор Тихонов,  в  перспективе планируется отремонтировать  кровлю и заменить купола, а также провести реставрационные работы внутри храма. «Одна из главных наших  задач -вернуть собору его первоначальный облик, именно тот вид, который он имел со дней своего основания,- пояснил священник. - Конечно же, искренние слова благодарности хотелось бы выразить бывшим настоятелям этого храма и священникам, которые по мере возможности старались содержать его в надлежащем состоянии .Это их бесценный вклад в дело возрождения церковной жизни, которое теперь предстоит продолжать  нынешнему духовенству Покровской епархии во главе с епископом Покровским и Николаевским Пахомием».

Справка о празднике… Этот праздник называется Пятидесятницей, Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем Святой Троицы (в просторечии — Троицын день). Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло ясности и полноты.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христовой, созданной Божественной благодатию. Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви, невидимо- в ее святых таинствах, через приемников- апостолов – пастырей Церкви- епископов и священников.

На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Елена Гранкина

(По материалам газеты «Наше слово - для всех и для каждого»)



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи