Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

«Сегодня празднуем день рождества святого Иоанна. Эта честь, которой не удостоился ни один святой. Во всем христианском мире назначен и почитается только день Рождества Господа и Иоанна» - так писал Блаженный Августин.

В наше время следовало бы добавить «и Богородицы». Святой Августин не упомянул Ее, потому что тогда в западной традиции РождествоБогородицы еще не было праздником.

Отчего же для нас так важен этот день? Для тех, кто был знаком с иудейскими пророчествами о приходе Мессии, факт рождения Иоанна значил очень многое.

«Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», - записал пророк Малахия в своей Книге.

Явление на земле особого человека было указанием на то, что вскоре надо ждать прихода Мессии. И этого указания иудеи ждали на протяжении многих веков.

Писания пророков аллегоричны. Некоторые люди действительно ждали, что на земле явится сам Илия. «Что же, ты Илия?», - спрашивали самого Иоанна посланные из Иерусалима, когда тот уже начал крестить и проповедовать.

Иисус Христос указал на аллегоричность слов пророка Малахии. «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!», - сказал Спаситель об Иоанне, объяснив его роль в спасении человечества.

Отчего должен был прийти кто-то перед тем, как явится Мессия? Чтобы духовно подготовить народ к тому, что будет говорить Спаситель. Еще несколько веков назад пророк Малахия говорил о необходимости обращения людских сердец, чтобы по своим грехам люди не навлекли на землю проклятия.

И вот на земле родился Иоанн Предтеча (Предшественник). 

Это был очень необычный человек. «Из рожденных женами не восставал больший», - сказал про него Христос. Вся его жизнь была служением Богу, даже само рождение во многом готовило людей к будущему рождению Господа.

Отец Иоанна, Захария, был священником. Он и его жена Елизавета жили благочестиво, исполняли все заповеди, но никак не могли родить ребенка. Захария был уже в преклонных летах, когда вдруг, войдя в храм для того, чтобы кадить, увидел Ангела.

Вестник предсказал, что у Захарии родится сын Иоанн, который «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в Духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный».

Казалось бы, надо радоваться и после службы поспешить домой обрадовать жену, но Захария усомнился в том, что это будет. Спустя полгода Ангел Гавриил так же неожиданно явится Марии, и юная Дева смиренно покорится воле Господа. Но знающий Писания священник не принял слов Ангела. Подобно тому, как впоследствии иудейский народ не принял мессию.

За это Захария был наказан: Ангел лишил его возможности говорить до того момента, как сбудется предсказание.

Когда через положенный срок Елисавета родила и на 8-й день (как делали и до сегодняшнего дня делают иудеи) надо было обрезать младенца и выбрать ему имя, соседи и родственники очень удивились тому, что мать захотела назвать его Иоанн - до этого никто из ее родственников не носил это имя. Спросили Захарию, и тот на дощечке написал: «Иоанн имя ему», потому что несколько месяцев назад так сказал ему Гавриил. Предсказание Ангела сбылось, Захария обрел дар речи и стал восхвалять Творца.

Об этих событиях говорили по всей стране Иудейской, потому что знали, что Захарии было видение в храме и что с его сыном «была рука Господня». Люди пытались понять, какое назначение уготовано ребенку, чье рождение сопровождали такие чудеса. Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал о том, что младенец «предъидет пред лицем Господа - приготовить пути Ему... просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

Как видим, во всех пророчествах Иоанн уподобляется пророку Илии. Однако обстоятельства его рождения напоминают историю Исаака, сына Авраама и Сарры. Примерно за 18 столетий до рождения Иоанна престарелому Аврааму, как и Захарии, было обещано, что у него родится сын. Его жена, как и Елисавета, была неплодна всю жизнь. Однако, в отличие от Захарии, Авраам поверил предсказанию.

Эти события относились к глубокой древности, возможно, их воспринимали не как реальную историю, а как фантастическую легенду. И вот на земле, обещанной Богом Аврааму, произошло такое же чудо, как и много веков назад. Чудо, которое не могло не напомнить о ветхозаветной истории, которое показывало, что описанные там события - реальность.

Не было ли рождение Иоанна воспринято людьми как знак того, что сбываются древние Писания, в которых говорится и о приходе Мессии - Спасителя?

Иоанн Златоуст пишет о том, что сам факт рождения Иоанна у бесплодной и престарелой матери как бы приготовлял людей к той мысли, что по Слову Божию и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: «...старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева - неожиданные матери».

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал убить всех младенцев. Услышав об этом, Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрывалась в пещере, а Захария, как священник, оставался при храме в Иерусалиме. Конечно, от царя не могло укрыться, что у Захарии родился сын - об этом говорила вся округа. Когда Захария отказался сказать воинам, где скрываются его жена и сын, его убили.

После смерти Елисаветы Иоанн, которого охранял Ангел, остался жить в пустыне до того времени, когда начал проповедовать о покаянии и крестил в Иордане народ израильский и пришедшего в мир Господа.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи существовала уже в первых христианских общинах. В христианский календарь этот праздник был введен в IV веке.

Татьянин день


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла литературно-музыкальная гостиная «Рождественские истории»
Все фоторепортажи