Крещенские истины и суеверия

Церковные праздники издревле окружены мистическими слухами, смешными и не очень поверьями, а в большинстве случаев незнанием, которое едва ли можно назвать обаятельным. Не будем искать причин этому, лучше узнаем, как должно быть на самом деле. На самые распространенные вопросы о празднике Крещения Господня отвечают клирики Покровской епархии.

5 (3).jpgОтвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское священник Алексий Талалаев:

— Правда ли, что у праздника Крещения Господня есть другие названия?

— Крещение — один из самых древних праздников наряду с Пасхой. О нем мы можем узнать из апостольских посланий. Церковь называет Крещение праздником Святых Светов, Богоявлением и Просвещением. Просвещением — потому, что в древности человек в течение длительного времени проходил огласительные беседы, предшествующие Таинству Крещения, которое совершали накануне великих праздников, в том числе и Крещения Господня.

— Почему воду освящают два дня подряд?

— С IV века в Иерусалимской Церкви воду освящали дважды: накануне праздника и в сам праздник Крещения. В первом случае — для людей, готовящихся принять Крещение, в храме, во втором — на источниках. 18 января мы освящаем воду в честь Таинства Крещения оглашенных, совершавшихся в древности, 19 января — в честь праздника. А в крестный ход идем в память о богослужебной практике Иерусалимской Церкви, когда люди отправлялись к историческому месту Крещения Спасителя — на реку Иордан. Стоит сказать, что 18 и 19 января вода освящается одним — Великим — чином, имеет одни и те же свойства, и никаких различий между ней нет.

— Правда ли, что освященная вода исцеляет?

— Действительно, в молитвах на освящение воды говорится о даровании воде благодати «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», «к освящению домов и на всякую пользу, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим». Исцелить может любая святыня, если человек ее принимает с верой. Однако исцеляет не вещь и не вода сама по себе, а благодать Святого Духа, сошедшая на воду в момент освящения. От нас требуется синергия, соработничество Богу — если мы не соблюдаем заповедей, не исповедуемся и не причащаемся, не относимся к крещенской воде, которая является великой святыней, благоговейно, то мы не только не получим никакой пользы, но еще и совершим грех.

Откуда пошла традиция окунаться в прорубь на Крещение?

— Купание в проруби — благочестивая народная традиция, а не церковное правило. Нигде не сказано, что ей нужно обязательно следовать. Не согрешает ни тот, кто купается в проруби, ни тот, кто этого не делает. Если человек хочет окунуться в святые воды, он должен совершить это с благоговением. Употребление алкоголя, шутки, непристойное поведение не допускаются. Что же касается «омовения» грехов, то этого не произойдет. От грехов очищаются только в Таинстве Крещения и Исповеди. По-другому никак.

— Зачем у иордани ставят крест?

— В напоминание, что именно через Крест Христов свершилось наше искупление и освящение.

— Как зародилось поверье, что Святки — светлые и страшные вечера — время разгула нечистой силы и гаданий?

— В древности праздник Рождества Христова и Крещения отмечали в один день. Но с IV века праздники разделились, и дни между ними назвали Святками, то есть святыми днями, которые должны быть посвящены Богу. Так уж вышло, что на эти дни приходились и языческие гуляния, посвященные зимнему солнцестоянию. Эти события сопровождались всяким непотребством и обращением к идолам. В результате в народном сознании произошло смешение двух традиций, что и привело к появлению суеверий. На Русь Святки пришли в таком же полуязыческом, полухристианском виде — люди обращались к гаданиям, переодевались в нечисть, устраивали шумные гуляния, считая, что эти грехи можно очистить, искупавшись в Крещенской купели. Святки же — это продолжение Рождества Христова, переходящее в праздник Крещения Господня. Эти дни нужно проводить благочестиво, чаще бывать в храме.

5 (2).JPGОтвечает благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут протоиерей Александр Писларь:

– Почему Крещение называют Богоявлением?

– В первые века христианства в этот день праздновали память великих событий – Рождения Господа от Девы и Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. События напрямую связаны с понятием о Богоявлении. Согласно Евангелию, именно в момент Крещения Спасителя людям открылась природа Христа как Мессии. Именно в момент Крещения человеческий род впервые увидел все три лица Святой Троицы: Господь Иисус Христос плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, а глас Бога Отца возвестил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Богоявление связано и с освящением воды в момент вхождения Спасителя в Иордан. Согласно святоотеческому учению, Христос не нуждался в очищении, как остальные люди. Напротив, Господь, входя в воды, насыщенные грехом человеческим, освятил их в предзнаменование будущего Таинства Крещения, в котором благодать Святого Духа освящает нас, дает начало спасения.

— Почему вода называется Великой Агиасмой?

— Великая Агиасма в переводе с греческого означает «великая святыня». Она может освящать все окружающее пространство, поэтому Церковный устав предписывает вкушать ее с великим благоговением, натощак, приносить домой и окроплять жилище, скот. В Древней Церкви существовал даже чин вкушения Агиасмы людьми, которые по каким-то причинам не могли причаститься. Ни в коем случае это не было заменой Таинства Причастия — так отражали величие и значение святыни.

— Что такое иордань?

— Это прорубь в форме креста, в которую священник или архиерей под пение молитвословий погружает крест, совершая освящение. В наше время к иордани совершают крестные ходы. Здесь верующие набирают святую воду и окунаются в купель.

— Может ли святая вода испортиться?

— О том, что святая вода имеет свойство долго храниться, еще в IV веке говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Крещенская вода и вправду долго не портится и сохраняет благодатные свойства. Но она может испортиться, и в этом нет ничего страшного. После освящения ее химический состав никак не изменяется, а естественный осадок — нормальное явление.

– Существует традиция на Крещение рисовать кресты в домах, окроплять комнаты святой водой. Это благочестивый обряд или очередное суеверие?

– Окроплять святой водой жилище и скот для благословения предписывает сама многовековая церковная традиция. Что касается рисования крестов в домах, то в церковных документах это не закреплено. Скорее всего, это народный обычай, насколько он наполнен христианским смыслом, трудно сказать.

— Почему нужно поститься в Крещенский сочельник?

— Как и Рождественский, Крещенский сочельник — приготовление к празднику через строгий пост. В древности Рождество и Крещение были одним праздником, и к нему верующие также готовились постом и молитвой. В IV веке праздники разделились, а литургическое сходство — совершение Царских часов, вечерни в соединении с Литургией Василия Великого, чтение паремий, совершение поста, как это было в древности, — осталось и продолжает указывать на общее происхождение праздников.


Подготовила Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи