Крещенские истины и суеверия

Церковные праздники издревле окружены мистическими слухами, смешными и не очень поверьями, а в большинстве случаев незнанием, которое едва ли можно назвать обаятельным. Не будем искать причин этому, лучше узнаем, как должно быть на самом деле. На самые распространенные вопросы о празднике Крещения Господня отвечают клирики Покровской епархии.

5 (3).jpgОтвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское священник Алексий Талалаев:

— Правда ли, что у праздника Крещения Господня есть другие названия?

— Крещение — один из самых древних праздников наряду с Пасхой. О нем мы можем узнать из апостольских посланий. Церковь называет Крещение праздником Святых Светов, Богоявлением и Просвещением. Просвещением — потому, что в древности человек в течение длительного времени проходил огласительные беседы, предшествующие Таинству Крещения, которое совершали накануне великих праздников, в том числе и Крещения Господня.

— Почему воду освящают два дня подряд?

— С IV века в Иерусалимской Церкви воду освящали дважды: накануне праздника и в сам праздник Крещения. В первом случае — для людей, готовящихся принять Крещение, в храме, во втором — на источниках. 18 января мы освящаем воду в честь Таинства Крещения оглашенных, совершавшихся в древности, 19 января — в честь праздника. А в крестный ход идем в память о богослужебной практике Иерусалимской Церкви, когда люди отправлялись к историческому месту Крещения Спасителя — на реку Иордан. Стоит сказать, что 18 и 19 января вода освящается одним — Великим — чином, имеет одни и те же свойства, и никаких различий между ней нет.

— Правда ли, что освященная вода исцеляет?

— Действительно, в молитвах на освящение воды говорится о даровании воде благодати «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», «к освящению домов и на всякую пользу, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим». Исцелить может любая святыня, если человек ее принимает с верой. Однако исцеляет не вещь и не вода сама по себе, а благодать Святого Духа, сошедшая на воду в момент освящения. От нас требуется синергия, соработничество Богу — если мы не соблюдаем заповедей, не исповедуемся и не причащаемся, не относимся к крещенской воде, которая является великой святыней, благоговейно, то мы не только не получим никакой пользы, но еще и совершим грех.

Откуда пошла традиция окунаться в прорубь на Крещение?

— Купание в проруби — благочестивая народная традиция, а не церковное правило. Нигде не сказано, что ей нужно обязательно следовать. Не согрешает ни тот, кто купается в проруби, ни тот, кто этого не делает. Если человек хочет окунуться в святые воды, он должен совершить это с благоговением. Употребление алкоголя, шутки, непристойное поведение не допускаются. Что же касается «омовения» грехов, то этого не произойдет. От грехов очищаются только в Таинстве Крещения и Исповеди. По-другому никак.

— Зачем у иордани ставят крест?

— В напоминание, что именно через Крест Христов свершилось наше искупление и освящение.

— Как зародилось поверье, что Святки — светлые и страшные вечера — время разгула нечистой силы и гаданий?

— В древности праздник Рождества Христова и Крещения отмечали в один день. Но с IV века праздники разделились, и дни между ними назвали Святками, то есть святыми днями, которые должны быть посвящены Богу. Так уж вышло, что на эти дни приходились и языческие гуляния, посвященные зимнему солнцестоянию. Эти события сопровождались всяким непотребством и обращением к идолам. В результате в народном сознании произошло смешение двух традиций, что и привело к появлению суеверий. На Русь Святки пришли в таком же полуязыческом, полухристианском виде — люди обращались к гаданиям, переодевались в нечисть, устраивали шумные гуляния, считая, что эти грехи можно очистить, искупавшись в Крещенской купели. Святки же — это продолжение Рождества Христова, переходящее в праздник Крещения Господня. Эти дни нужно проводить благочестиво, чаще бывать в храме.

5 (2).JPGОтвечает благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут протоиерей Александр Писларь:

– Почему Крещение называют Богоявлением?

– В первые века христианства в этот день праздновали память великих событий – Рождения Господа от Девы и Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. События напрямую связаны с понятием о Богоявлении. Согласно Евангелию, именно в момент Крещения Спасителя людям открылась природа Христа как Мессии. Именно в момент Крещения человеческий род впервые увидел все три лица Святой Троицы: Господь Иисус Христос плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, а глас Бога Отца возвестил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Богоявление связано и с освящением воды в момент вхождения Спасителя в Иордан. Согласно святоотеческому учению, Христос не нуждался в очищении, как остальные люди. Напротив, Господь, входя в воды, насыщенные грехом человеческим, освятил их в предзнаменование будущего Таинства Крещения, в котором благодать Святого Духа освящает нас, дает начало спасения.

— Почему вода называется Великой Агиасмой?

— Великая Агиасма в переводе с греческого означает «великая святыня». Она может освящать все окружающее пространство, поэтому Церковный устав предписывает вкушать ее с великим благоговением, натощак, приносить домой и окроплять жилище, скот. В Древней Церкви существовал даже чин вкушения Агиасмы людьми, которые по каким-то причинам не могли причаститься. Ни в коем случае это не было заменой Таинства Причастия — так отражали величие и значение святыни.

— Что такое иордань?

— Это прорубь в форме креста, в которую священник или архиерей под пение молитвословий погружает крест, совершая освящение. В наше время к иордани совершают крестные ходы. Здесь верующие набирают святую воду и окунаются в купель.

— Может ли святая вода испортиться?

— О том, что святая вода имеет свойство долго храниться, еще в IV веке говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Крещенская вода и вправду долго не портится и сохраняет благодатные свойства. Но она может испортиться, и в этом нет ничего страшного. После освящения ее химический состав никак не изменяется, а естественный осадок — нормальное явление.

– Существует традиция на Крещение рисовать кресты в домах, окроплять комнаты святой водой. Это благочестивый обряд или очередное суеверие?

– Окроплять святой водой жилище и скот для благословения предписывает сама многовековая церковная традиция. Что касается рисования крестов в домах, то в церковных документах это не закреплено. Скорее всего, это народный обычай, насколько он наполнен христианским смыслом, трудно сказать.

— Почему нужно поститься в Крещенский сочельник?

— Как и Рождественский, Крещенский сочельник — приготовление к празднику через строгий пост. В древности Рождество и Крещение были одним праздником, и к нему верующие также готовились постом и молитвой. В IV веке праздники разделились, а литургическое сходство — совершение Царских часов, вечерни в соединении с Литургией Василия Великого, чтение паремий, совершение поста, как это было в древности, — осталось и продолжает указывать на общее происхождение праздников.


Подготовила Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи