Чудо, изменившее многих

Чудо, изменившее многих Отправляясь в дорогу, мы немного волнуемся. Ведь в конце пути нас ожидает встреча – со знакомыми людьми или незнакомыми местами, предсказуемая или полная сюрпризов. Путь, который паломники из разных благочиний Покровской епархии совершили 11 июня, обещал удивительное – встречу с прошлым. Кто бы мог подумать, что у этого прошлого вообще есть будущее?

Явление чудотворных образов

О селе Корнеевка, жители которого встречали в этот день многочисленных гостей, многие узнали именно благодаря этому самому прошлому. В небольшом, но богатом воспоминаниями селе историю хранят бережно. Первая достопримечательность, которую мы видим, выйдя из автобуса, – памятник деду Корнею. От благодарных потомков основателю села – простому крестьянину. Сведения об основании Корнеевки в 1789 году выходцем из Калужской губернии хранятся в ее летописи, которую местные жители ведут до настоящего времени.

В летописях и устных преданиях хранится также история обретения в Корнеевке чудотворных икон. 23 мая (5 июня по новому стилю) 1917 года произошло явление образов Божией Матери «Испанская» и великомученика и целителя Пантелеимона. Венгру Петру Чердашу, пленному австрийскому солдату-католику, проживавшему в селе Корнеевка, Господь неоднократно открывал, что он должен найти икону Божией Матери.

Австриец нарисовал план указанной ему в видении местности обретения иконы и показал приходскому священнику, отцу Николаю Кубареву, и народу, приглашая их начать поиски иконы. Ему долго не верили. Почему именно этому человеку открыл Господь Свою волю? Может, видя смирение, с которым Петру пришлось преодолевать недоверие и насмешки сельчан. А может, потому, что знал: чудо изменит его сердце, да и всю последующую жизнь.

23 мая в селе проходил волостной сход, на который были приглашены приходской священник и Петр. По окончании схода всем миром пошли на предполагаемое место обретения иконы. Петра Чердаша обыскали, опасаясь, как бы он не подкинул икону. Усердно помолившись Богу, австриец начал рыть землю. На глубине более метра он нашел в глине небольшой сверток. Это была маленькая икона Божией Матери на атласе с надписью: «Испанская Богоматерь», а внизу под бордюром: «Сия чудотворная икона в храме пустынно-келейной обители св. Иоанна Златоуста на Афоне».

Икону торжественно перенесли в сельский храм. На следующий день парень лет семнадцати на месте явления нашел еще икону великомученика Пантелеимона, также на атласе и такого же размера. И эта икона была перенесена в храм. Петр Чердаш после этого принял Православие.

От икон вскоре же стали получать чудесные исцеления больные неизлечимыми болезнями. Только за первый год после явления икон было зафиксировано более сотни чудес. В селе сохранилось предание о том, что в подвале под храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы было множество костылей. Их оставляли здесь – за ненадобностью – паломники со всего нашего края.

Паломников в селе было так много, что жители решили рядом с деревянным Покровским храмом построить новый – более вместительный и каменный. Сейчас даже трудно поверить, что накануне революции люди всем миром построили в Корнеевке храм, по размерам не уступавший Свято-Воскресенскому соборному храму г. Николаевска (Пугачева). При этом деревянную церковь оставили стоять рядом, и уже в советское время она была переоборудована под школу, которая простояла до 70-х годов. Жители села вспоминают, с какой неохотой отпускали на школьные танцы верующие родители своих детей. Особенно в праздник Покрова Богородицы.

О каменном величественном храме жителям и гостям Корнеевки напоминает только Поклонный крест. Осенью 1937 года были арестованы многие православные христиане, среди них – члены церковного совета прихода. Многие из них расстреляны. Храм в Корнеевке сразу же закрыли, а затем разрушили.

Образы, прославленные Богом по молитвам верующих, общецерковно прославить не успели. Чудотворные иконы были утрачены. 29 декабря 1937 года в Пугачеве был расстрелян священник, принимавший в 1917 году явленные иконы.

В саратовском храме в честь Сошествия Святого Духа хранится большая старинная икона с изображением Креста Господня, слева от которого находится Испанский образ Божией Матери, справа – образ великомученика Пантелеимона. Скорее всего, этот образ был написан в честь прославления корнеевских святынь. В нескольких храмах Саратовской митрополии находятся старинные списки с Испанской иконы Божией Матери.

Верные традициям

Для Бога нет маленьких сел и незначительных людей. Уверенность в этом испытываешь в Корнеевке, отмеченной особой милостью Богородицы. А еще в том, что чудо не проходит бесследно не только для очевидцев, но и для их потомков. В селе разрушили храм, но не смогли уничтожить веру в душах людей. Православные собирались по домам, читали Священное Писание, молились Богу и воспитывали в своих детях уважение к вере и традициям.

«Жители села в основном верующие люди. Они очень рады церковному богослужению, все молитвы хором поют, как один человек. В благодарность обязательно скажут: “Спаси Христос”», – рассказывает Т.В. Кашулина. Ее супруг, протоиерей Александр Кашулин, служит настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в р.п. Горный. В Корнеевку батюшка приезжает раз в десять дней. В молебном доме в честь Покрова Пресвятой Богородицы его с нетерпением ждут прихожане. Те, кого еще детьми родители возили на Причастие в Пугачев. На поезде, за 40 км.

Беды и скорби ХХ века, конечно, не обошли жителей села стороной. Все было – и гонения, и кресты снимали, и верить запрещали. Но даже у многих сознательных и партийных было уважение к вере. «У меня бабушка верующая была. А отец коммунист. К нему пришли и велели иконы в доме поснимать. А он им в ответ: “Я не вешал и снимать не буду”. — “Партбилет отберем”. — “Да берите”. Так и ушли ни с чем – и билет не отобрали, и иконы остались. До сих пор в родительском доме висят», – рассказывает Лидия Александровна Катякина.

Предание об Испанской иконе передается в селе из поколения в поколение. Так же как любовь к вере и знание церковных молитв. На протяжении всех советских лет и до сих пор Покров в селе – особенный праздник, уступающий разве только Пасхе. К нему с особенной тщательностью готовятся хозяйки, его отмечают потомки тех, кто своими руками носил кирпичики на каменный Покровский храм.

Внешне Корнеевка похожа на тысячи русских сел. Но ведь не дома и дороги рождают облик села или города, а люди, которые создают его историю. У жителей Корнеевки, как отмечает матушка Татьяна, очень стойкий характер. Именно он помог сохранить веру и верность традициям в ХХ веке. Очень хочется надеяться, что он же поможет сохранить жизнь села в веке XXI.

Корнеевские торжества

Ну, корнеевцы понятно – у них праздник, столетний юбилей. А что привело в этот день сюда многих паломников из разных благочиний нашей епархии? Прихожанка Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Нина Александровна Андреева и ее дочери Марина и Анастасия о чудотворной иконе Богородицы знают, как оказалось, довольно давно. «Мы прочитали про ее обретение в Интернете. И очень захотели съездить в Корнеевку. Но не знали, как это сделать: в село добраться не просто, храма нет, иконы утрачены. А тут в соборе объявили о крестном ходе. Мы, конечно же, сразу решили ехать». А Татьяна Афанасьевна Сажина, прихожанка и педагог воскресной школы храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинский, очень захотела поучаствовать в соборной молитве, пройтись крестным ходом, помолиться Богородице. «Когда узнала от настоятеля, что собирается группа в Корнеевку, поняла, что и я хочу поехать. Было ощущение какого-то чуда. И оно уже происходит – так хорошо на душе».

Как и положено, паломники к месту совершения соборной Литургии добирались с небольшими трудностями и приключениями. Но тем дороже была для нас совместная молитва. Большинство молящихся в этот день в храме приступили к Чаше, чтобы ощутить истинное единство во Христе.

После окончания Литургии Епископ Пахомий поздравил всех с праздником, с памятной датой, которая должна заставить задуматься каждого из нас. «Часто мы, дети Православной Церкви, не задумываемся о том, каким сокровищем обладаем. Нам кажется, что все это принадлежит нам по праву. Но нельзя забывать, что Бог может отнять Свою благодать у одного народа и отдать другому. Все зависит от нас с вами – как мы относимся к Богу, к Церкви. Почитаем ли мы свои святыни или готовы разорить, уничтожить их, как это уже было в прошлом столетии». Он призвал всех участников крестного хода молиться о том, чтобы вера не оскудела в наших сердцах. И чтобы мы могли поделиться ею с ближними.

Торжественный крестный ход прошел по улицам села. Две молодые девушки присоединились к нам по ходу его движения. «Ну, идите с Богом», – напутствуют их родственники, и видно, как важно для них все происходящее. Крестоходцев встречает часовня в честь Испанской иконы Богородицы. Красивая и величественная, она могла бы украсить собой не только любое село, но и крупный город. Ее освящение – достойное завершение торжеств этого дня.

Какой же праздник без подарков? Участники крестного хода на память об этом историческом событии получают иконы и листовки. Утешением для потрудившихся паломников становится праздничная трапеза, приготовленная на полевой кухне и очень вкусная. И даже духовенство не осталось без подарков – жители села подарили Владыке и батюшкам по бокалу и шоколадке. «Такая забота очень неожиданна и потому очень приятна», – признается Владыка Пахомий. «Шоколадку матушке подарю, – рассуждает стоящий рядом со мной священник Григорий Петров. – А бокальчик? Да и его тоже матушке». И чувствуется в этом отражение все той же корнеевской простоты и сердечности, которую благословила Матерь Божия, явив в селе Свой чудотворный образ.

Мы везде задерживались – автобусы стояли на переправе, покровчане ждали около часа, пока отвезут балаковцев. И в этом тоже – подарок Матери Божией, которая будто давала нам время, чтобы остановиться, подумать, прислушаться к себе и вспомнить что-то очень важное. О себе, о своем народе, о своей вере…

Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи