Как удержать радость?

Как удержать радость?

Путь к Пасхе был долог. Но не неделями и месяцами измеряется эта дорога, а площадью расчищенного в душе места для принятия главной новости за всю историю человечества — вести о Воскресении Христовом! В это событие, собственно, и вместилась вся история, ничего важнее этого уже не будет, а когда будет — история закончится. Сохранить эти слова в своем сердце — значит стать настоящим христианином. На ночной пасхальной службе (и этого никто не будет оспаривать, кто хотя бы раз на ней побывал) по благодати мы как раз и принимаем в себя все, что Господь нам предлагает; входим в радость Господа своего. Что же потом с этой радостью происходит, куда она исчезает от нас? Может быть, эта радость до конца не становится нашей? Или чтобы она стала окончательно нашей, ею нужно правильно поделиться? Расскажем две истории об одном способе удержания этой радости посредством правильного, то есть в нужном контексте, произнесения двух слов, которые мы бесконечно повторяем в пасхальные дни — Христос воскресе!


«Не знаем, что говорит»

Во время Страстной седмицы мы сдаем экзамен за весь прошедший Великий пост. Кто что приобрел, что по крупицам собрал в своей душе — с тем и приходит. Любое испытание, когда тебе приходится держать ответ, очень волнительно. Ты не слышишь толком, что тебе говорят: слова понимаешь, но составить их в связную, обращенную к тебе речь весьма непросто. Вот и Господь ясно и четко говорит нам в эти дни через Евангелие, но мы не сразу понимаем, о чем речь. Вместе с апостолами мы слышим слова Христа, сказанные Им накануне Страстного Пятка: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу». Апостолы Христовы в недоумении переглядываются между собой. «Не знаем, что говорит», — растерянно бормочут ученики.

Как мне услышать и понять, что говорит Христос, если я не слышу и не понимаю своего ближнего? Вопрос стоит шире: как мне понять Евангелие, принять Благую весть и затем удержать в себе ту радость, которой оно завершается, если отступаю при первой же трудности в исполнении евангельских заповедей, как бы говорю Христу: не понимаю, что Ты хочешь мне сказать.

— Я читаю Евангелие и ничего не понимаю, может быть, какое-нибудь толкование посоветуете, — типичный вопрос священнику.

— Конечно, хорошо бы и с толкованиями ознакомиться, но что же непонятного в Евангелии? Неужели не понятно: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22)?

— Это понятно; да я практически и не гневаюсь… напрасно.

— А вот это: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44)?

— Ох… это уже трудно. Да и потом нечасто такая возможность бывает в нашей жизни — исполнить заповедь о любви к врагам.

Разве так уж и нечасто? Ведь Христос сначала говорит о любви к врагу, о безгневии, о чистоте намерений и помыслов, о служении другим и только затем о Своем Воскресении и Царстве. Мало ли у нас врагов? Нет. Выдуманных или реальных, их много, а значит, и множество возможностей исполнить самую трудную заповедь так, как это случилось с одной женщиной, опытной христианкой, чуть было не оставшейся вне Царства Христова.

На одной из исповедей во время Великого поста многолетняя прихожанка городского храма решила посоветоваться со своим духовником:

— Отче, у меня есть один враг, моя сослуживица на работе. С ее стороны я вижу полное неприятие, даже агрессию. Накануне Прощеного воскресенья я не то что не попыталась подойти к ней, а даже смотреть в ее сторону было неприятно — так сильно отторжение этого человека. И это взаимно; мы смотрим друг на друга с неприкрытым раздражением. Это невыносимо, а главное, не по-христиански. Мне кажется, и на Пасху не будет никакой радости, если эта ситуация не разрешится. Как быть?

— Да, положение кажется безвыходным. Но давайте попробуем вот что: Вы, сталкиваясь с ней, когда она попадает в поле вашего зрения, произносите про себя, но как бы к ней обращаясь, обычное наше пасхальное приветствие — Христос воскресе.

— Но ведь сейчас пост идет, до Пасхи еще больше месяца, как-то странно это…

— Ну, ничего, все равно ведь вы уже зашли в тупик в этих отношениях, может быть, таким, прямо скажем, необычным способом что-нибудь получится изменить. Давайте подождем, посмотрим, что будет…

Накануне ночной пасхальной службы, в субботу вечером, на исповедь подходит та же прихожанка, и священник сразу увидел, что человек пребывает в состоянии только что пережитого душевного потрясения.

— Что, что случилось? — сразу же стал допытываться духовник.

— Батюшка, по-моему, Пасха для меня уже совершилась, я едва дышу от радости. Все, как Вы и говорили, я в точности исполняла, произносила про себя «Христос воскресе» при неизбежных встречах с этой женщиной. Мне совершенно было непонятно, как это может повлиять на отношения с даже не воцерковленным человеком (она ведь не ходит в храм), наоборот, на Страстной седмице между нами произошел очередной рабочий конфликт… Но вот сегодня днем, после освящения куличей, я возвращалась домой на автобусе и абсолютно неожиданно лицом к лицу столкнулась с ней: протискиваясь к выходу, она вплотную приблизилась ко мне, мы встретились взглядами, и она, так же как и я, держа в руках кулич, от неожиданности с растерянной улыбкой сказала мне: «Христос воскресе!». В ответ на это во мне поднялась буря негодования: да еще же нельзя обращаться с такими словами, только сегодня ночью будет можно, и я демонстративно отвернулась, показывая своим видом: не понимаю, что говорит. Она, смутившись, поспешила поскорее выйти из автобуса. Что случилось со мной потом? Двери автобуса закрылись, и вдруг я остро ощутила, что у меня не только не будет сегодня Пасхи, которую я так ждала и люблю, но и двери Царства Небесного для меня закрылись вместе со звуком трогающегося автобуса и объявлением следующей остановки. Дальше было чудо. Я возопила на весь автобус, что пропустила остановку и мне срочно нужно выйти. Водитель, явно желая избавиться от неадекватного пассажира, останавливает автобус в неположенном месте. Я выбегаю, оставляя при этом кулич в руках одного из пассажиров, догоняю своего «врага», деликатно ее останавливаю и отвечаю со слезами на ее пасхальное приветствие. Дальше между нами уже не было слов, а была победа над грехом. Но, главное, отче, она сейчас стоит в храме, вон там, в самом конце…

— Подведите ее, пожалуйста, сейчас ко мне без очереди. Воистину воскресе Христос!..

«И радости вашей никто не отнимет»

Один знакомый священник, много лет ходивший в детский гематологический центр, рассказал мне еще одну пасхальную историю, которую с предыдущей связывает только обыкновенное чудо вовремя сказанного «Христос воскресе!».

Произошло это не в пасхальные дни, а в разгар жаркого нижневолжского лета. Но, как известно из истории христианской святости, и в середине лета иногда поют Пасху. Регулярно приходя на детский этаж гематологической клиники, после молебна о здравии и общения с мамами лежащих там маленьких пациентов, он по обыкновению обходил палаты, чтобы заглянуть к тем, кто не может выйти в коридор из-за капельницы или слабости после химиотерапии. И всегда с тяжелым сердцем и даже страхом открывал дверь печально известной среди местных обитателей одиннадцатой палаты. Это самая оборудованная и комфортная палата-одиночка, но все прекрасно знали, что из нее обычно выписывают домой, и не потому, что лечение закончилось, а потому, что оно уже бесполезно.

Этим летом в одиннадцатой палате оказались мама с двенадцатилетней девочкой. Разговаривать со священником они категорически отказывались, и когда он осторожно заглядывал к ним, едва просовывая голову в приоткрытую дверь, то видел только отрицательный жест рукой и молчаливую, но убедительную просьбу больше их не беспокоить. Что оставалось делать? Только подчиниться и молиться о том, чтобы сердце матери каким-то образом обратилось к Богу в такой трудный для нее момент. Но все-таки он не мог просто проходить мимо одиннадцатой палаты и решил пойти на отчаянный и самому не до конца понятный шаг: быстренько заглядывая в палату как бы для того, чтобы просто поздороваться, он произносил вместо обычного приветствия пасхальное «Христос воскресе!». И так увлекся, что и всех обителей детского этажа стал приветствовать так же и даже небольшие проповеди после молебна произносить исключительно на тему Воскресения Христова.

Так происходило некоторое время. И вот, собираясь сказать очередное слово о Воскресении, он увидел, что в двери одиннадцатой палаты появилась небольшая щелочка, и именно в нее с тех пор направлялось каждый раз повторяемое евангельское слово из Прощальной беседы Спасителя: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… Так и вы теперь имеете печаль… но возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 20, 22).

Обходя затем палаты, священник заглянул уже в приоткрытую одиннадцатую, и в ответ неожиданно услышал робкое «Воистину воскресе!». Мама вышла, попросила оставить ей телефон, сразу же скрылась в палату, откуда донесся тяжелый вздох и обращение к дочери: «Собирайся, доченька, нас выписывают».

Они так и не поговорили, но вот уже несколько лет на Пасху священнику приходит самое ожидаемое и драгоценное для него поздравление: sms-сообщение «Христос воскресе!» и улыбающийся смайлик.

Иеромонах Дорофей (Баранов)



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи