Несущий победу

Несущий победу

Память одного из наиболее почитаемых святых Православной Церкви, святого великомученика и Победоносца Георгия, мы отмечаем 6 мая. Всегда и везде образ святого Георгия оставался прежде всего образом непобедимого воина Христова.

«Претерпевый до конца» 

Святой Георгий — один из наиболее известных святых в христианском мире. А в некоторых странах, например в Грузии и Англии, — самый почитаемый. Он — святой покровитель Москвы, Лондона, Тбилиси и Венеции. Более того, его почитают не только христиане, но и мусульмане. И это почти уникальный случай в истории мировых религий.

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

Император-язычник, вошедший в историю как один из самых жестоких гонителей христиан, в последние годы правления особенно усилил их преследования. В 303 году на совете Сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Георгий, узнав о решении императора и предвидя, что его тоже ожидают страдания, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный такой дерзновенной речью, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли.

Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Однако он продолжал мужественно прославлять Господа. Тогда мучители начали изощряться в жестокости. Они колесовали Георгия, опускали в негашеную известь, били святого воловьими жилами, принуждали бежать в сапогах с острыми раскаленными гвоздями внутри. Однажды при очередной пытке все вокруг потемнело, грянул гром и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. После восьмидневных пыток он был обезглавлен. Это было 23 апреля 303 года, святому было всего 30 лет.

Святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда) в Израиле. Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Позже часть его мощей была подарена Афонскому монастырю Кутлумуш. Также частицы его святых останков хранятся в Италии, Великобритании, Грузии, России, Испании и на арабском Востоке.

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Предание сохранило рассказ о страшном змее, жившем в озере и пожиравшем людей в Ливии. Жители той местности, язычники, почитали его за грозное божество и регулярно отдавали змею на съедение людей. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и приготовили к неизбежной смерти. Когда чудовище выползло из воды, появился молодой всадник на белом коне. Он устремился к чудовищу и убил его, вонзив в пасть острие копья. Этим юношей был святой великомученик Георгий. Таким чудом он обратил ко Христу жителей той страны.

В память о святом

Как своего небесного покровителя воспринимали святого Георгия многие русские князья: Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских храмов; получившие в крещении имя Георгий благоверные князья Глеб Владимирский и Мстислав Храбрый, Новгородский. Особенно много для утверждения почитания святого Георгия сделал Киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь своего святого покровителя в 1030 году он основал город Юрьев. В 1037 году Ярослав построил Георгиевский монастырь в Киеве и возвел в нем храм. День освящения первого на Руси храма святого Георгия — 26 ноября 1051 года — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Он вошел в народную память под названием Юрьева дня.

В 1769 году, в правление императрицы Екатерины II, был учрежден орден Святого Георгия. Орден являлся особой наградой за военные заслуги и присуждался исключительно за храбрость на поле битвы. О том, как ценился этот орден, говорит то, что за всю историю России первая степень была вручена лишь двадцать пять раз, а полных Георгиевских кавалеров, имеющих все четыре степени ордена, было лишь четверо: М. И. Кутузов-Смоленский, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич-Эриванский и И. И. Дибич-Забалканский. В 1807 году появился новый знак для низших воинских чинов — Георгиевский крест.

Указом Президента России от 30 ноября 1993 года утвержден Государственный герб нашей страны с образом святого Георгия — на груди двуглавого орла помещен щит со всадником, поражающим копьем змея.

В настоящее время постепенно возводятся новые храмы во имя святого Георгия Победоносца, в Москве на Поклонной горе построен — в память воинов-героев Великой Отечественной войны — новый Георгиевский храм, где хранится частица святых мощей великомученика.

Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на день памяти Георгия Победоносца. Мы празднуем Великую Победу нашего народа над фашизмом 9 мая, но в реальности победа уже была одержана 6 мая.

К святому Георгию обращаются с просьбой о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней диавола. Так будем же помнить о подвиге святого Георгия, бороться и побеждать зло прежде всего в самих себе.

Наталия Бондаренко


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи