Начальник общего жития

Начальник общего жития

Общежительный устав православного монастыря – явление для современной церковной жизни привычное и необходимое. 28 день мая христианский мир чтит память преподобного Пахомия Великого, который прославился аскетическими подвигами и устроением иноческой общежительной жизни в Египте на берегах Нила.

Родился преподобный Пахомий около 292 г. в египетской Фиваиде. Получивший в семье языческое воспитание и весьма приличное светское образование, в 312 г. юноша был призван в армию, под знамена войска императора Константина. Того самого, который позднее провозгласил христианство господствующей религией, а затем перенес столицу римского государства в Византий (Константинополь).

В период прохождения военной службы преподобный Пахомий познакомился с христианами и настолько был поражен их любвеобильностью и благотворительностью, что по окончании службы, примерно, в 314-315 гг., принял Святое Крещение. Он поселился в Шенесите, не слишком многолюдном месте, ведя там затворнический образ жизни.

Духовное руководство преподобный Пахомий нашел в лице пустынника Паламона. После десяти лет пустынной жизни он однажды услышал глас небесный, повелевший вблизи руин селения Тавенниси основать обитель, где он, собственно, на тот момент и находился. Вместе со своим наставником он начал строить жилище для иноков по благословению святого старца Паламона, который вскоре после начатых работ почил. Но вслед за этим прискорбным событием у Пахомия возникло видение Ангела Божия, вручившего ему устав монашеской жизни.

Первым, кто пришел во вновь основанную обитель, был старший брат преподобного, Иоанн, который поселился вместе с ним. Затем стали приходить и другие люди, желавшие учиться, принимать монашеский постриг и служить Господу. При этом основатель обители, установив единообразие для всех в пище и одежде, никогда не отставал от всех прочих в монастырских хлопотах: и о хозяйстве заботился, и за больными паломниками ухаживал. Посещая их, ободрял, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю, но при этом давал и послабления в соблюдении поста сообразно медицинским показаниям. А еще ввел труд переписывания книг и наставлял, что послушание «исполняемое с усердием, выше поста и молитвы».

Преподобный Пахомий Великий настаивал, что «иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников». Суровый и строгий к себе, он имел великое милосердие к недостаточно зрелым духовно инокам, отвращая их от чрезмерный подвигов, призывая к смирению.

В своих монастырях преподобный Пахомий ввел устав, обязательный для всех, который дошел до нас в латинском переложении, выполненном в 404 г. Блаженным Иеронимом. В основу этого устава легли: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве.

Монахи жили по трое в каждой келье, вместе занимались рукоделием и вкушали пищу. Все носили одинаковую одежду (нижнюю льняную – без рукавов, верхнюю кожаную, на голове волосяную шапочку – куколь, на ногах сандалии). Несколько раз в сутки по звуку трубы монахи безмолвно стекались в Церковь. Здесь читали Священное Писание, слушали наставления старца, молились, пели псалмы. Именно преподобному Пахомию приписывается введение в христианскую практику обычая использовать чётки. В воскресение из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков.

Святой Пахомий не принимал священства и других не допускал к принятию сана, из опасения духа любоначалия и гордости. Без благословения старшего никто не смел ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз — в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов. В воскресение полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий положил принимать желающих поступить в монастырь не раньше, как после годичного испытания. Основанное на таких началах, общество монахов еще при жизни преподобного Пахомия возросло до 7000, а через 100 лет после него до 50 000 человек.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре была создана женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Печальнее всего для него было полученное знание, «что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей». Святой «горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним». И был ответом преподобному новый глас: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Преподобный ушел из жизни в 348 году в пятидесятитрехлетнем возрасте, заразившись «моровой болезнью», последние дни его были облегчены заботами ближайшего ученика Феодора.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 июля 2017 г. 10 июля ст.ст. воскресенье. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Положение ризы Господней в Москве
Положение ризы Господней в Москве

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемПоложение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Совершается служба с полиелеемПрп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Сщмчч. Василия, Петра и Стефана пресвитеров, Георгия и Нестора диаконов (1918). Коневской иконы Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Величание в службе Положения ризы: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честно\'е положение . * * Чтения праздника в честь Положения ризы читаются при совершении службы Положения ризы. Если воскресная служба совершается в соединении со службой только прп. Антония, то на литургии чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 15, 1-7; Мф. 9, 27-35). "По вере вашей да будет вам", сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера приемник, уста и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, - так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть. Господи! приложи же нам веру, ибо и вера Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: "я же беден и нищ" (Пс. 69, 6).

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи