Начальник общего жития

Начальник общего жития

Общежительный устав православного монастыря – явление для современной церковной жизни привычное и необходимое. 28 день мая христианский мир чтит память преподобного Пахомия Великого, который прославился аскетическими подвигами и устроением иноческой общежительной жизни в Египте на берегах Нила.

Родился преподобный Пахомий около 292 г. в египетской Фиваиде. Получивший в семье языческое воспитание и весьма приличное светское образование, в 312 г. юноша был призван в армию, под знамена войска императора Константина. Того самого, который позднее провозгласил христианство господствующей религией, а затем перенес столицу римского государства в Византий (Константинополь).

В период прохождения военной службы преподобный Пахомий познакомился с христианами и настолько был поражен их любвеобильностью и благотворительностью, что по окончании службы, примерно, в 314-315 гг., принял Святое Крещение. Он поселился в Шенесите, не слишком многолюдном месте, ведя там затворнический образ жизни.

Духовное руководство преподобный Пахомий нашел в лице пустынника Паламона. После десяти лет пустынной жизни он однажды услышал глас небесный, повелевший вблизи руин селения Тавенниси основать обитель, где он, собственно, на тот момент и находился. Вместе со своим наставником он начал строить жилище для иноков по благословению святого старца Паламона, который вскоре после начатых работ почил. Но вслед за этим прискорбным событием у Пахомия возникло видение Ангела Божия, вручившего ему устав монашеской жизни.

Первым, кто пришел во вновь основанную обитель, был старший брат преподобного, Иоанн, который поселился вместе с ним. Затем стали приходить и другие люди, желавшие учиться, принимать монашеский постриг и служить Господу. При этом основатель обители, установив единообразие для всех в пище и одежде, никогда не отставал от всех прочих в монастырских хлопотах: и о хозяйстве заботился, и за больными паломниками ухаживал. Посещая их, ободрял, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю, но при этом давал и послабления в соблюдении поста сообразно медицинским показаниям. А еще ввел труд переписывания книг и наставлял, что послушание «исполняемое с усердием, выше поста и молитвы».

Преподобный Пахомий Великий настаивал, что «иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников». Суровый и строгий к себе, он имел великое милосердие к недостаточно зрелым духовно инокам, отвращая их от чрезмерный подвигов, призывая к смирению.

В своих монастырях преподобный Пахомий ввел устав, обязательный для всех, который дошел до нас в латинском переложении, выполненном в 404 г. Блаженным Иеронимом. В основу этого устава легли: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве.

Монахи жили по трое в каждой келье, вместе занимались рукоделием и вкушали пищу. Все носили одинаковую одежду (нижнюю льняную – без рукавов, верхнюю кожаную, на голове волосяную шапочку – куколь, на ногах сандалии). Несколько раз в сутки по звуку трубы монахи безмолвно стекались в Церковь. Здесь читали Священное Писание, слушали наставления старца, молились, пели псалмы. Именно преподобному Пахомию приписывается введение в христианскую практику обычая использовать чётки. В воскресение из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков.

Святой Пахомий не принимал священства и других не допускал к принятию сана, из опасения духа любоначалия и гордости. Без благословения старшего никто не смел ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз — в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов. В воскресение полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий положил принимать желающих поступить в монастырь не раньше, как после годичного испытания. Основанное на таких началах, общество монахов еще при жизни преподобного Пахомия возросло до 7000, а через 100 лет после него до 50 000 человек.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре была создана женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Печальнее всего для него было полученное знание, «что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей». Святой «горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним». И был ответом преподобному новый глас: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Преподобный ушел из жизни в 348 году в пятидесятитрехлетнем возрасте, заразившись «моровой болезнью», последние дни его были облегчены заботами ближайшего ученика Феодора.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи