Устав, данный Ангелом

Устав, данный Ангелом

Преподобный Пахомий Великий вошел в историю Церкви как создатель общежительной формы монашества, как один из отцов схимничества. Помимо многочисленных монастырей, созданных им, до нас дошли некоторые из его письменных трудов. Но самым главным наследием святого стал тот образ жизни и подвига, который до сих пор является ориентиром для избравших иноческий путь.

Согласно древнему церковному преданию, преподобный Пахомий при жизни часто беседовал  со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодухновенными. Знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преподобным Пахомием от Ангела. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преподобного Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось  одиннадцать.

Первоначальный «Устав» был кратким сводом правил, начертанных ангелом на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданию, на свитке было написано: «О сей схиме спасется всяка плоть» (сам ангел явился в великой схиме). Со временем «Устав» дополнялся новыми необходимыми правилами, что продолжалось и после кончины преподобного Пахомия.

Сохранились также «Увещания» или «Поучения» преподобного Пахомия, исполненные  кротостью и братолюбием, обращенные к некоему недоброжелательному монаху. Сохранилась одна проповедь, обращенная к братии в начале Страстной седмицы.

Учение Пахомия отличается подлинным евангельским человеколюбием. Недаром греческий церковный историк Созомен называл его «человеколюбивейшим».

Несмотря на то, что преподобный общался с горним миром, он был преисполнен горячей Христовой любовью к человеку. Показателен в этом смысле следующий случай. Однажды ученики просили преподобного Пахомия  рассказать о каком-нибудь из его видений, на что тот ответил: «и если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Вместе с тем, преподобный Пахомий – не идеалист, смотрящий на мир через «розовые» очки. Он осознает угрозу обмирщения, нависшую не только над христианским обществом, но и над самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создает наилучшие условия для желающих подвизаться, итог же подвижничества зависит не от внешней формы, а от внутреннего устроения и всежизненной духовной брани. Потому преподобный Пахомий призывал и предупреждал: «Будем постоянно в духовной битве против самих себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, в монастырские общины проникло честолюбие, нет пророков или мудрых; кто понимает это, пусть хранит безмолвие, так как времена злыя».  

После смерти преподобного Пахомия много бед претерпели его обители. И хотя в Египте, где основал он свои монастыри, сейчас почти нет и следа иноческой жизни, но правда его и наставления его живы до сих пор и руководят иноков к совершенству.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 мая 2017 г. 11 мая ст.ст. среда. Седмица 6-я по Пасхе. День постный. Разрешается рыба.

Икона дня

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Мокия (ок. 295). Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Совершается всенощное бдениеМефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47). "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Воспитанники воскресных школ Покровской епархии приняли участие в V Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке
Все фоторепортажи