Устав, данный Ангелом

Устав, данный Ангелом

Преподобный Пахомий Великий вошел в историю Церкви как создатель общежительной формы монашества, как один из отцов схимничества. Помимо многочисленных монастырей, созданных им, до нас дошли некоторые из его письменных трудов. Но самым главным наследием святого стал тот образ жизни и подвига, который до сих пор является ориентиром для избравших иноческий путь.

Согласно древнему церковному преданию, преподобный Пахомий при жизни часто беседовал  со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодухновенными. Знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преподобным Пахомием от Ангела. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преподобного Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось  одиннадцать.

Первоначальный «Устав» был кратким сводом правил, начертанных ангелом на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданию, на свитке было написано: «О сей схиме спасется всяка плоть» (сам ангел явился в великой схиме). Со временем «Устав» дополнялся новыми необходимыми правилами, что продолжалось и после кончины преподобного Пахомия.

Сохранились также «Увещания» или «Поучения» преподобного Пахомия, исполненные  кротостью и братолюбием, обращенные к некоему недоброжелательному монаху. Сохранилась одна проповедь, обращенная к братии в начале Страстной седмицы.

Учение Пахомия отличается подлинным евангельским человеколюбием. Недаром греческий церковный историк Созомен называл его «человеколюбивейшим».

Несмотря на то, что преподобный общался с горним миром, он был преисполнен горячей Христовой любовью к человеку. Показателен в этом смысле следующий случай. Однажды ученики просили преподобного Пахомия  рассказать о каком-нибудь из его видений, на что тот ответил: «и если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Вместе с тем, преподобный Пахомий – не идеалист, смотрящий на мир через «розовые» очки. Он осознает угрозу обмирщения, нависшую не только над христианским обществом, но и над самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создает наилучшие условия для желающих подвизаться, итог же подвижничества зависит не от внешней формы, а от внутреннего устроения и всежизненной духовной брани. Потому преподобный Пахомий призывал и предупреждал: «Будем постоянно в духовной битве против самих себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, в монастырские общины проникло честолюбие, нет пророков или мудрых; кто понимает это, пусть хранит безмолвие, так как времена злыя».  

После смерти преподобного Пахомия много бед претерпели его обители. И хотя в Египте, где основал он свои монастыри, сейчас почти нет и следа иноческой жизни, но правда его и наставления его живы до сих пор и руководят иноков к совершенству.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

29 июня 2017 г. 16 июня ст.ст. четверг. Седмица 4-я по Пятидесятнице. Петров пост. Разрешается рыба.

Икона дня

Тихон Калужский
Тихон Калужский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Совершается служба со славословиемПрп. Тихона Медынского, Калужского (1492). Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503). Прп. Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца (404). Сщмчч. Гермогена, еп. Тобольского, Ефрема, Михаила и Петра пресвитеров и мч. Константина (1918).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается служба прп. Тихона Калужского или прп. Тихона Луховского, то на литургии чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Мф. 11, 27-30). "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: "возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое". И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди - иго, и грехи - бремя. Но сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Священнослужители Покровского благочиния приняли участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти и скорби
Все фоторепортажи