Устав, данный Ангелом

Устав, данный Ангелом

Преподобный Пахомий Великий вошел в историю Церкви как создатель общежительной формы монашества, как один из отцов схимничества. Помимо многочисленных монастырей, созданных им, до нас дошли некоторые из его письменных трудов. Но самым главным наследием святого стал тот образ жизни и подвига, который до сих пор является ориентиром для избравших иноческий путь.

Согласно древнему церковному преданию, преподобный Пахомий при жизни часто беседовал  со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодухновенными. Знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преподобным Пахомием от Ангела. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преподобного Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось  одиннадцать.

Первоначальный «Устав» был кратким сводом правил, начертанных ангелом на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданию, на свитке было написано: «О сей схиме спасется всяка плоть» (сам ангел явился в великой схиме). Со временем «Устав» дополнялся новыми необходимыми правилами, что продолжалось и после кончины преподобного Пахомия.

Сохранились также «Увещания» или «Поучения» преподобного Пахомия, исполненные  кротостью и братолюбием, обращенные к некоему недоброжелательному монаху. Сохранилась одна проповедь, обращенная к братии в начале Страстной седмицы.

Учение Пахомия отличается подлинным евангельским человеколюбием. Недаром греческий церковный историк Созомен называл его «человеколюбивейшим».

Несмотря на то, что преподобный общался с горним миром, он был преисполнен горячей Христовой любовью к человеку. Показателен в этом смысле следующий случай. Однажды ученики просили преподобного Пахомия  рассказать о каком-нибудь из его видений, на что тот ответил: «и если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Вместе с тем, преподобный Пахомий – не идеалист, смотрящий на мир через «розовые» очки. Он осознает угрозу обмирщения, нависшую не только над христианским обществом, но и над самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создает наилучшие условия для желающих подвизаться, итог же подвижничества зависит не от внешней формы, а от внутреннего устроения и всежизненной духовной брани. Потому преподобный Пахомий призывал и предупреждал: «Будем постоянно в духовной битве против самих себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, в монастырские общины проникло честолюбие, нет пророков или мудрых; кто понимает это, пусть хранит безмолвие, так как времена злыя».  

После смерти преподобного Пахомия много бед претерпели его обители. И хотя в Египте, где основал он свои монастыри, сейчас почти нет и следа иноческой жизни, но правда его и наставления его живы до сих пор и руководят иноков к совершенству.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 января 2017 г. 5 января ст.ст. среда. Седмица 31-я по Пятидесятнице. Строгий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Прп. Симеон Псково-Печерский
Прп. Симеон Псково-Печерский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомНавечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960). Прор. Михея (IX до Р.Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия (VI). Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Тим. 4, 5-8; Мк. 1, 1-8). Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь - и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил праздничные богослужения в день памяти преподобного Серафима Саровского
Все фоторепортажи