Устав, данный Ангелом

Устав, данный Ангелом

Преподобный Пахомий Великий вошел в историю Церкви как создатель общежительной формы монашества, как один из отцов схимничества. Помимо многочисленных монастырей, созданных им, до нас дошли некоторые из его письменных трудов. Но самым главным наследием святого стал тот образ жизни и подвига, который до сих пор является ориентиром для избравших иноческий путь.

Согласно древнему церковному преданию, преподобный Пахомий при жизни часто беседовал  со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодухновенными. Знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преподобным Пахомием от Ангела. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преподобного Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось  одиннадцать.

Первоначальный «Устав» был кратким сводом правил, начертанных ангелом на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданию, на свитке было написано: «О сей схиме спасется всяка плоть» (сам ангел явился в великой схиме). Со временем «Устав» дополнялся новыми необходимыми правилами, что продолжалось и после кончины преподобного Пахомия.

Сохранились также «Увещания» или «Поучения» преподобного Пахомия, исполненные  кротостью и братолюбием, обращенные к некоему недоброжелательному монаху. Сохранилась одна проповедь, обращенная к братии в начале Страстной седмицы.

Учение Пахомия отличается подлинным евангельским человеколюбием. Недаром греческий церковный историк Созомен называл его «человеколюбивейшим».

Несмотря на то, что преподобный общался с горним миром, он был преисполнен горячей Христовой любовью к человеку. Показателен в этом смысле следующий случай. Однажды ученики просили преподобного Пахомия  рассказать о каком-нибудь из его видений, на что тот ответил: «и если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Вместе с тем, преподобный Пахомий – не идеалист, смотрящий на мир через «розовые» очки. Он осознает угрозу обмирщения, нависшую не только над христианским обществом, но и над самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создает наилучшие условия для желающих подвизаться, итог же подвижничества зависит не от внешней формы, а от внутреннего устроения и всежизненной духовной брани. Потому преподобный Пахомий призывал и предупреждал: «Будем постоянно в духовной битве против самих себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, в монастырские общины проникло честолюбие, нет пророков или мудрых; кто понимает это, пусть хранит безмолвие, так как времена злыя».  

После смерти преподобного Пахомия много бед претерпели его обители. И хотя в Египте, где основал он свои монастыри, сейчас почти нет и следа иноческой жизни, но правда его и наставления его живы до сих пор и руководят иноков к совершенству.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

26 марта 2017 г. 13 марта ст.ст. воскресенье. Неделя 4-я Великого поста. Великий пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Лествица Иоанна Лествичника
Лествица Иоанна Лествичника

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иоанна Лествичника (649). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПеренесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846). Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305-311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Григория пресвитера (1921). Сщмч. Михаила пресвитера (1938).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31). В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла V научно-практическая конференция «Православная книга – путь к преображению души»
Все фоторепортажи