Устав, данный Ангелом

Устав, данный Ангелом

Преподобный Пахомий Великий вошел в историю Церкви как создатель общежительной формы монашества, как один из отцов схимничества. Помимо многочисленных монастырей, созданных им, до нас дошли некоторые из его письменных трудов. Но самым главным наследием святого стал тот образ жизни и подвига, который до сих пор является ориентиром для избравших иноческий путь.

Согласно древнему церковному преданию, преподобный Пахомий при жизни часто беседовал  со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодухновенными. Знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преподобным Пахомием от Ангела. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преподобного Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось  одиннадцать.

Первоначальный «Устав» был кратким сводом правил, начертанных ангелом на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданию, на свитке было написано: «О сей схиме спасется всяка плоть» (сам ангел явился в великой схиме). Со временем «Устав» дополнялся новыми необходимыми правилами, что продолжалось и после кончины преподобного Пахомия.

Сохранились также «Увещания» или «Поучения» преподобного Пахомия, исполненные  кротостью и братолюбием, обращенные к некоему недоброжелательному монаху. Сохранилась одна проповедь, обращенная к братии в начале Страстной седмицы.

Учение Пахомия отличается подлинным евангельским человеколюбием. Недаром греческий церковный историк Созомен называл его «человеколюбивейшим».

Несмотря на то, что преподобный общался с горним миром, он был преисполнен горячей Христовой любовью к человеку. Показателен в этом смысле следующий случай. Однажды ученики просили преподобного Пахомия  рассказать о каком-нибудь из его видений, на что тот ответил: «и если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Вместе с тем, преподобный Пахомий – не идеалист, смотрящий на мир через «розовые» очки. Он осознает угрозу обмирщения, нависшую не только над христианским обществом, но и над самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создает наилучшие условия для желающих подвизаться, итог же подвижничества зависит не от внешней формы, а от внутреннего устроения и всежизненной духовной брани. Потому преподобный Пахомий призывал и предупреждал: «Будем постоянно в духовной битве против самих себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, в монастырские общины проникло честолюбие, нет пророков или мудрых; кто понимает это, пусть хранит безмолвие, так как времена злыя».  

После смерти преподобного Пахомия много бед претерпели его обители. И хотя в Египте, где основал он свои монастыри, сейчас почти нет и следа иноческой жизни, но правда его и наставления его живы до сих пор и руководят иноков к совершенству.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 апреля 2017 г. 11 апреля ст.ст. понедельник. Седмица 2-я по Пасхе. Поста нет.

Икона дня

Святитель Антипа Пергамский
Святитель Антипа Пергамский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылевского, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Сщмч. Николая пресвитера (1938).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. З, 19-26; Ин. 2, 1-11). "Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа". Так говорил св. апостол Петр распявшим Господа иудеям, утешая их, что сделали это по неведению. Мы же не по неведению распинаем в себе вторично Господа грехами своими; но многомилостивый и нас принимает, когда каемся и обращаемся к Нему от всего сердца своего. Это и сделали мы в великий пост. Всякий прибегал ко Господу в слезах покаяния о грехах своих, и чем искреннее кто это делал, тем сильнее ощущал прохладу помилования, исходящего от лица Господа, через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса небо прияло только до лет устроения всех. Потом Он опять приидет и сотворит суд. Какими глазами воззрят на Него те, которые пронзили Ему ребра! А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния и возвратимся на старое.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий посетил праздничный концерт «Пасха, Господня Пасха!»
Все фоторепортажи