Великий вселенский учитель

Великий вселенский учитель

Великий вселенский учитель

Православная Церковь чтит память сотен и сотен святых подвижников, каждый день в году – воспоминание о ком-то из них. Но только нескольких человек мы именуем Великими, имея ввиду не столько количество сделанного ими для Бога и людей, сколько истинное величие их личности. 14 января мы празднуем память одного из них.

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Предки святителя были военачальниками, крупными чиновниками, царедворцами. Но не знатность и богатство отличало это семейство от прочих. В его роду каждое поколение дало Богу и Церкви святых. Бабушка святителя Василия по отцу, Макрина Старшая, со своим мужем прославились исповеданием Христа, ее духовным отцом был святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии. Дед со стороны матери окончил жизнь мучеником. Благочестие и милосердие отличало родителей – Василия Старшего и  Емилию. В их семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский и младшая сестра – праведная Феозва, диакониса. К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия  (ее память празднуется также 14 января). 

С детства будущий святитель отличался слабым здоровьем, в младенчестве перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец во время молитвы увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» (Ин 4, 50). Но природная болезненность не помешала ни блестящему образованию будущего учителя Церкви, ни его аскетическим подвигам. 

Первоначальное образование святитель получил под руководством Макрины Старшей и своего отца – известного ритора и проповедника. Он учил сына говорить и писать по творениям Гомера, Геродота и других классиков, выбирая в них то, что возвышает дух и не оскорбляет чистоты. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Здесь же  познакомился с Григорием Богословом, с которым дружил всю оставшуюся жизнь. Несмотря на знатность рода, широкую известность, которую святитель Василий получил уже в студенческие годы, мир не пленил его суетной славой и плотскими удовольствиями. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище. 

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но светская философия казалась ему лишь отблеском небесной мудрости. В поисках высшего совершенства он отправился в Египет, Сирию и Палестину, где цвело в то время пустынножительство. После этого святитель совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя. 

Затем святитель Василий вновь возвращается в Кессарию, где его торжественно встречают жители – одному из епископов во сне Господь указал, что входит будущий архиерей. В 364 году епископ Кесарийский Евсевий посвящает святого в сан пресвитера. Святой Василий ревностно проповедует и неустанно заботится о нуждах своей паствы, завоевывает всеобщее уважение и любовь. Менее одаренный епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение (впоследствии он примирился со святителем Василием и умер у него на руках). 

Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню, где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали общежительные уставы, принятые впоследствии христианскими монастырями. 

Однако друзьям не суждено было окончить свои дни вдали от мира. Их век – время борьбы с арианской ересью, во время которой рождалось православное учение о Святой Троице. Святитель Василий вернулся в Кессарию, где вскоре стал архиепископом. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими творениями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. 

Чистота сердца и философское образование помогают святителю Василию находить богословски точные, выверенные определения, а дипломатический такт позволяет примирять разрозненные и потому слабые партии сторонников православного Троического учения.   

Святителю не пришлось дожить до II Вселенского Собора, где сформулированное им учение о Троице было признано всей полнотой Церкви. Но уже при жизни святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. По его молитвам исцелялись больные, Господь прощал кающихся грешников, обращались в христианство иудеи и язычники. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины, сам крестил, причастил Иосифа, а затем, умер в храме, простившись со всеми. Вскоре после кончины святитель был прославлен Богом и причислен к лику святых.

Плод чистого сердца

Святитель Василий прожил всего 49 лет. Но за это время  успел сделать много, оставшись в церковной истории и великим богословом, и замечательным проповедником, и ревностным пастырем.

Перу святителя Василия Великого принадлежат девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Святитель очень много потрудился для установления чина литургии, которая носит теперь его имя, им написаны многочисленные молитвы, некоторые из них мы читаем во время повседневного молитвенного правила. 

Широкую известность получило благотворительное поселение, образованное святителем, которое благодарные жители назвали «Василиадой». Здесь были училища, больницы, дома для неимущих, а в центре поселения устроен храм. В Василиаде питались  почти все бедные дети Кесарии. Существовало и специальное отделение для прокаженных, которых, навещая, епископ обнимал и называл братьями. 

В один год, когда Каппадокия сильно потерпела от града и паводков, святитель Василий продал свое имение и употребил деньги на закупку продуктов и на устройство в постоянном месте котлов, в которых готовилась еда для нуждающихся. «Если бы каждый оставил себе лишь потребное на текущие нужды, а избыток раздал неимущим, то не было бы ни богатства, ни бедности… Почему ты богат, а ближний твой беден? Не для того ли единственно, чтобы твоя доброта и бескорыстное хозяйствование возымели награду свою, между тем как бедный был бы ублаготворен щедрыми дарами, обещанными ему по долготерпении?» – писал святитель. 

Но звание подлинно вселенского учителя принадлежит ему за  глубокое и точное богословие о Святой Троице. Великие Каппадокийцы – Святитель Василий, святитель Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский – обосновали и раскрыли догмат о Трех Ипостасях Святой Троицы единосущных и нераздельных.  Мы так привыкли к этим понятиям, что порой древние споры с еретиками кажутся нам слишком умозрительным и отвлеченными. Между тем это не было просто заботой о словах. Как отмечает протоиерей Георгий Флоровский, святые отцы старались отыскать и отчеканить, и утвердить «богоприличные» слова, которые не только выражали, но еще и ограждали истины веры. Эта богословская работа была бурной и трудной, но благодаря ей православные христиане смогли сквозь века пронести неповрежденными «тайны Церкви, предание отцев».  

Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 сентября 2017 г. 7 сентября ст.ст. среда. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Мч. Созонт Помпеольский
Мч. Созонт Помпеольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.
(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи