Великий вселенский учитель

Великий вселенский учитель

Великий вселенский учитель

Православная Церковь чтит память сотен и сотен святых подвижников, каждый день в году – воспоминание о ком-то из них. Но только нескольких человек мы именуем Великими, имея ввиду не столько количество сделанного ими для Бога и людей, сколько истинное величие их личности. 14 января мы празднуем память одного из них.

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Предки святителя были военачальниками, крупными чиновниками, царедворцами. Но не знатность и богатство отличало это семейство от прочих. В его роду каждое поколение дало Богу и Церкви святых. Бабушка святителя Василия по отцу, Макрина Старшая, со своим мужем прославились исповеданием Христа, ее духовным отцом был святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии. Дед со стороны матери окончил жизнь мучеником. Благочестие и милосердие отличало родителей – Василия Старшего и  Емилию. В их семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский и младшая сестра – праведная Феозва, диакониса. К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия  (ее память празднуется также 14 января). 

С детства будущий святитель отличался слабым здоровьем, в младенчестве перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец во время молитвы увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» (Ин 4, 50). Но природная болезненность не помешала ни блестящему образованию будущего учителя Церкви, ни его аскетическим подвигам. 

Первоначальное образование святитель получил под руководством Макрины Старшей и своего отца – известного ритора и проповедника. Он учил сына говорить и писать по творениям Гомера, Геродота и других классиков, выбирая в них то, что возвышает дух и не оскорбляет чистоты. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Здесь же  познакомился с Григорием Богословом, с которым дружил всю оставшуюся жизнь. Несмотря на знатность рода, широкую известность, которую святитель Василий получил уже в студенческие годы, мир не пленил его суетной славой и плотскими удовольствиями. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище. 

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но светская философия казалась ему лишь отблеском небесной мудрости. В поисках высшего совершенства он отправился в Египет, Сирию и Палестину, где цвело в то время пустынножительство. После этого святитель совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя. 

Затем святитель Василий вновь возвращается в Кессарию, где его торжественно встречают жители – одному из епископов во сне Господь указал, что входит будущий архиерей. В 364 году епископ Кесарийский Евсевий посвящает святого в сан пресвитера. Святой Василий ревностно проповедует и неустанно заботится о нуждах своей паствы, завоевывает всеобщее уважение и любовь. Менее одаренный епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение (впоследствии он примирился со святителем Василием и умер у него на руках). 

Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню, где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали общежительные уставы, принятые впоследствии христианскими монастырями. 

Однако друзьям не суждено было окончить свои дни вдали от мира. Их век – время борьбы с арианской ересью, во время которой рождалось православное учение о Святой Троице. Святитель Василий вернулся в Кессарию, где вскоре стал архиепископом. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими творениями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. 

Чистота сердца и философское образование помогают святителю Василию находить богословски точные, выверенные определения, а дипломатический такт позволяет примирять разрозненные и потому слабые партии сторонников православного Троического учения.   

Святителю не пришлось дожить до II Вселенского Собора, где сформулированное им учение о Троице было признано всей полнотой Церкви. Но уже при жизни святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. По его молитвам исцелялись больные, Господь прощал кающихся грешников, обращались в христианство иудеи и язычники. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины, сам крестил, причастил Иосифа, а затем, умер в храме, простившись со всеми. Вскоре после кончины святитель был прославлен Богом и причислен к лику святых.

Плод чистого сердца

Святитель Василий прожил всего 49 лет. Но за это время  успел сделать много, оставшись в церковной истории и великим богословом, и замечательным проповедником, и ревностным пастырем.

Перу святителя Василия Великого принадлежат девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Святитель очень много потрудился для установления чина литургии, которая носит теперь его имя, им написаны многочисленные молитвы, некоторые из них мы читаем во время повседневного молитвенного правила. 

Широкую известность получило благотворительное поселение, образованное святителем, которое благодарные жители назвали «Василиадой». Здесь были училища, больницы, дома для неимущих, а в центре поселения устроен храм. В Василиаде питались  почти все бедные дети Кесарии. Существовало и специальное отделение для прокаженных, которых, навещая, епископ обнимал и называл братьями. 

В один год, когда Каппадокия сильно потерпела от града и паводков, святитель Василий продал свое имение и употребил деньги на закупку продуктов и на устройство в постоянном месте котлов, в которых готовилась еда для нуждающихся. «Если бы каждый оставил себе лишь потребное на текущие нужды, а избыток раздал неимущим, то не было бы ни богатства, ни бедности… Почему ты богат, а ближний твой беден? Не для того ли единственно, чтобы твоя доброта и бескорыстное хозяйствование возымели награду свою, между тем как бедный был бы ублаготворен щедрыми дарами, обещанными ему по долготерпении?» – писал святитель. 

Но звание подлинно вселенского учителя принадлежит ему за  глубокое и точное богословие о Святой Троице. Великие Каппадокийцы – Святитель Василий, святитель Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский – обосновали и раскрыли догмат о Трех Ипостасях Святой Троицы единосущных и нераздельных.  Мы так привыкли к этим понятиям, что порой древние споры с еретиками кажутся нам слишком умозрительным и отвлеченными. Между тем это не было просто заботой о словах. Как отмечает протоиерей Георгий Флоровский, святые отцы старались отыскать и отчеканить, и утвердить «богоприличные» слова, которые не только выражали, но еще и ограждали истины веры. Эта богословская работа была бурной и трудной, но благодаря ей православные христиане смогли сквозь века пронести неповрежденными «тайны Церкви, предание отцев».  

Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 июля 2017 г. 7 июля ст.ст. четверг. Седмица 7-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Благоверная княгиня Евдокия Московская
Благоверная княгиня Евдокия Московская

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи