«В христианстве я родился, христианином и умру!»

«В христианстве я родился, христианином и умру!»

После завоевания византийский империи турками в Греции появилось много новых мучеников, исповедников. Один из них — святой праведный Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Прокопион на острове Эвбея в Греции. Само имя этого святого говорит о его происхождении, хотя прославился он среди православных греков. Он еще не так хорошо известен нашим соотечественникам, но, думается, это дело времени.

Святой Иоанн родился примерно в 1690 году от благочестивых православных родителей в Украине. В юные годы стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года Иоанн попал в плен, оказавшись в руках врага. Татары продали юношу атаманскому начальнику конницы, некоему Аге, который взял своего нового раба в деревню. Турецкое селение имело греческое название — Прокопион, которое на тот момент было станом лютых противников христианства — янычар.
Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн очень любил Бога и веру своих отцов.
Турки подвергали Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, бросали его в навоз, но не могли принудить к отречению от Христа. Иоанн стойко переносил испытания, сохранив верность Христу. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры: «Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и православной веры родителей моих никогда не отрекусь. В христианстве я родился, христианином и умру».
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность Богу. Он назначил его на службу в конюшню.
Со временем Ага и его жена полюбили своего раба и предложили ему для жилья небольшое помещение около сарая для соломы. Иоанн же отказался перейти туда и остался жить в хлеву. Блаженный Иоанн молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом. Пребывая ежедневно в посте и молитве, ночью он тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия. Там он каждую субботу причащался Святых Таин.
Однажды произошел совершенно удивительный случай. Разбогатев, хозяин Ага решил отправиться в паломничество в Мекку. В то время, когда он был в Мекке, его жена пригласила в дом родственников и друзей. Она приготовила много разных угощений, но особенно удался ей плов, и, шутя, жена Аги попросила
Иоанна переправить блюдо с этим пловом мужу в Мекку. «Помолись Богу, может, тебе удастся это сделать», — смеясь, сказала хозяйка. Никто этой просьбе не придал значения. Святой Иоанн взял блюдо с пловом и стал горячо молиться Господу, ничуть не сомневаясь, что Господь его услышит и исполнит просьбу. Блюдо с пловом исчезло на глазах Иоанна, о чем он и поведал хозяйке дома и гостям. Ему никто не поверил. Все решили, что Иоанн отдал плов какой-нибудь бедной крестьянской семье, как это он нередко делал. Но каково же было изумление домочадцев, когда много месяцев спустя Ага вернулся из Мекки с собственным медным блюдом в руках… Сейчас это блюдо хранится в храме святого Иоанна Русского.
После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Никто больше не смел обижать русского раба. После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни Иоанн заболел. Святой лежал в нечистотах животных и был подобен праведному многострадальному Иову. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Это произошло летом 1730 года. Память праведного Иоанна Русского совершается 9 июня.
А три года спустя священник увидел во сне праведного Иоанна, который поведал ему о том, что Господь сохранил его тело нетленным. Через некоторое время над могилой святого стало появляться какое-то необыкновенное сияние. Решено было открыть гроб. Мощи святого Иоанна были совершенно нетленными и благоухающими. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки. В 1881 году часть мощей была перенесена в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Другая часть в 1924 году была помещена в храм во имя святого Иоанна Русского на острове Эвбея, где находится и по сей день.
В 1962 году имя святого праведного Иоанна Русского, канонизированного Константинопольской Церковью, внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В этом же году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого во имя святого Иоанна было создано Общество, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, две богадельни — в Халкиде и в Неоартаки, студенческое общежитие, детский лагерь и другие учреждения. В Кассандрии есть монастырь святого Иоанна Русского.
Когда мы читаем жития святых, то видим путь крови и жертвы, путь на Голгофу и Распятие. Но для православных христиан всегда за страданием Господа на Кресте видится Воскресение. Поэтому и Иоанн Русский повторял: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни скорбь, ни мучения, ни огонь…».

Наталия Бондаренко


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи