Валаам — остров преображения

Валаам — остров преображения

Лето — время отпусков и длительных каникул, которые православный христианин стремится провести с пользой для души. Чтобы остались не только яркие фотографии и необычные впечатления, но и память о молитвенном общении со святыми, знакомство с непривычным для мирской суеты укладом русских монастырей. Одним из любимых мест паломничества на протяжении нескольких веков для наших соотечественников остается Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Когда придет конец последнему монастырю,
когда прекратится Литургия, тогда будет всему конец.

Валаамский старец Михаил (Питкевич)

Преподобные Сергий и Герман Валаамские уже более тысячелетия продолжают свое житие на земле, в истории созданного ими валаамского острова благодати, побеждающего темные силы и просветляющего сердца спасительной Христовой верой.

Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении языческих карельских племен, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия на севере Руси. Свидетельством церковного почитания преподобных является упоминание в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке. В ней говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва — непрестанна, нрав — кроток, слез струи — приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие».

К сожалению, житие основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, было потеряно во время опустошительных вражеских набегов. Сохранились только предания об их богоугодной и подвижнической жизни, сам монастырь с его уставом и высокой молитвенной традицией, краткое летописное сведение: «лето 6837 (1329 года) старец Сергий пришел на Валаамский остров».

По преданию, преподобный Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, а преподобный Герман был карелом, обращенным в христианство. Они пришли на остров Валаам вместе с первыми православными миссионерами.

Святые Сергий и Герман установили общежительный быт в основанном ими монастыре: «Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга…».

В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части. Иноки монастыря часто становились основателями других прославленных русских обителей. Так, на Валааме начинали монашеское делание основатель Палеостровского монастыря инок Корнилий, преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский, Савватий и Герман Соловецкие, Евфросин Синозерский, Афанасий, основатель Сяндемской обители, Адриан Ондрусовский, будущий архиепископ Новгородский Геннадий.

Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси и истинным источником просвещения народов северной России. При игумене Гаврииле (1891–1903) была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В это время Валаамский монастырь был школой духовного становления будущих настоятелей русских монастырей. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности», — часто повторял отец Гавриил.

Название «Валаам» происходит от финно-угорского слова «валам» — высокая, горная земля. На протяжении веков здесь возводились церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки, прокладывались дороги, были соединены мостами острова, посажены деревья, заложены сады и огороды. Настоящим рукотворным чудом являлись монастырские сады Валаама. На острове не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 км. Землю перемешивали с хворостом и листьями березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для разгрузки нескольких тысяч КАМАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони.

Труды иноков не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали 10–12 ведер плодов с дерева. Валаамские яблоки посылали к столу императоров, где их признавали лучше заморских. Гидрограф А. П. Андреев писал о Валаамском монастыре: «В садах разные яблони и вишни, крыжовник, смородина, малина, приносящие столько плодов, что более нельзя ожидать и при теплом климате». В парниках вызревали дыни, арбузы, а в теплицах даже лимоны и ананасы. Эти монастырские сады, цветущие на холодном каменном острове под северными ветрами, стали настоящим символом, примером того, как терпение, труд и нравственное очищение человека преображают мир вокруг него.

Обитель, расположенную на границе России и Швеции, несколько раз на протяжении десяти веков сжигали дотла враги государства, но монахи с верой и терпением неизменно восстанавливали свой Валаам. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. В конце Северной войны он вновь был возвращен России.

Наивысшего расцвета обитель достигла к середине XIX века. Целой эпохой в жизни монастыря, началом его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни стало время правления игумена Дамаскина (1839–1881). Его тщанием было построено несколько храмов, в разных местах острова поставлено 18 часовень. В это время на Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством.

При игумене Дамаскине значительно выросло число братии. Монастырь был известен в России как один из наиболее благоустроенных. Келья игумена всегда была открыта для посетителей. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые со временем стали известными старцами.

С 1811 по 1917 год Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории Финляндии. В феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, насельники монастыря, опасаясь репрессий, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. В июне 1944 года, после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР. В течение нескольких десятилетий храмы и иные постройки монастыря были в запущенном состоянии. Лишь в 1981 году началась реставрация некоторых храмов, которые были признаны памятниками архитектуры.

13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, четыре монаха и два послушника высадились на острове. С этого началось возрождение Валаамского монастыря. С 1989 по 1995 год Валаамской обители было передано 90% ранее принадлежавшего ему недвижимого имущества. В 2002 году Святейший Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери, празднование которой установлено совершать 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь монастыря.

В наши дни Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В Москве, Петербурге, Сортавале и Приозерске действуют подворья. Как и прежде, жизнь в обители регламентируется строгим Валаамским уставом, возобновлена традиция совершать всенощное бдение ночью.

Преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают охранять своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Мощи святых ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере насельников и многочисленных паломников. Их память празднуется 11 июля, 24 сентября (в день перенесения мощей) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

                                                             Наталия Бондаренко




Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи