Валаам — остров преображения

Валаам — остров преображения

Лето — время отпусков и длительных каникул, которые православный христианин стремится провести с пользой для души. Чтобы остались не только яркие фотографии и необычные впечатления, но и память о молитвенном общении со святыми, знакомство с непривычным для мирской суеты укладом русских монастырей. Одним из любимых мест паломничества на протяжении нескольких веков для наших соотечественников остается Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Когда придет конец последнему монастырю,
когда прекратится Литургия, тогда будет всему конец.

Валаамский старец Михаил (Питкевич)

Преподобные Сергий и Герман Валаамские уже более тысячелетия продолжают свое житие на земле, в истории созданного ими валаамского острова благодати, побеждающего темные силы и просветляющего сердца спасительной Христовой верой.

Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении языческих карельских племен, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия на севере Руси. Свидетельством церковного почитания преподобных является упоминание в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке. В ней говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва — непрестанна, нрав — кроток, слез струи — приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие».

К сожалению, житие основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, было потеряно во время опустошительных вражеских набегов. Сохранились только предания об их богоугодной и подвижнической жизни, сам монастырь с его уставом и высокой молитвенной традицией, краткое летописное сведение: «лето 6837 (1329 года) старец Сергий пришел на Валаамский остров».

По преданию, преподобный Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, а преподобный Герман был карелом, обращенным в христианство. Они пришли на остров Валаам вместе с первыми православными миссионерами.

Святые Сергий и Герман установили общежительный быт в основанном ими монастыре: «Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга…».

В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части. Иноки монастыря часто становились основателями других прославленных русских обителей. Так, на Валааме начинали монашеское делание основатель Палеостровского монастыря инок Корнилий, преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский, Савватий и Герман Соловецкие, Евфросин Синозерский, Афанасий, основатель Сяндемской обители, Адриан Ондрусовский, будущий архиепископ Новгородский Геннадий.

Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси и истинным источником просвещения народов северной России. При игумене Гаврииле (1891–1903) была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В это время Валаамский монастырь был школой духовного становления будущих настоятелей русских монастырей. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности», — часто повторял отец Гавриил.

Название «Валаам» происходит от финно-угорского слова «валам» — высокая, горная земля. На протяжении веков здесь возводились церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки, прокладывались дороги, были соединены мостами острова, посажены деревья, заложены сады и огороды. Настоящим рукотворным чудом являлись монастырские сады Валаама. На острове не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 км. Землю перемешивали с хворостом и листьями березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для разгрузки нескольких тысяч КАМАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони.

Труды иноков не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали 10–12 ведер плодов с дерева. Валаамские яблоки посылали к столу императоров, где их признавали лучше заморских. Гидрограф А. П. Андреев писал о Валаамском монастыре: «В садах разные яблони и вишни, крыжовник, смородина, малина, приносящие столько плодов, что более нельзя ожидать и при теплом климате». В парниках вызревали дыни, арбузы, а в теплицах даже лимоны и ананасы. Эти монастырские сады, цветущие на холодном каменном острове под северными ветрами, стали настоящим символом, примером того, как терпение, труд и нравственное очищение человека преображают мир вокруг него.

Обитель, расположенную на границе России и Швеции, несколько раз на протяжении десяти веков сжигали дотла враги государства, но монахи с верой и терпением неизменно восстанавливали свой Валаам. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. В конце Северной войны он вновь был возвращен России.

Наивысшего расцвета обитель достигла к середине XIX века. Целой эпохой в жизни монастыря, началом его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни стало время правления игумена Дамаскина (1839–1881). Его тщанием было построено несколько храмов, в разных местах острова поставлено 18 часовень. В это время на Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством.

При игумене Дамаскине значительно выросло число братии. Монастырь был известен в России как один из наиболее благоустроенных. Келья игумена всегда была открыта для посетителей. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые со временем стали известными старцами.

С 1811 по 1917 год Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории Финляндии. В феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, насельники монастыря, опасаясь репрессий, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. В июне 1944 года, после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР. В течение нескольких десятилетий храмы и иные постройки монастыря были в запущенном состоянии. Лишь в 1981 году началась реставрация некоторых храмов, которые были признаны памятниками архитектуры.

13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, четыре монаха и два послушника высадились на острове. С этого началось возрождение Валаамского монастыря. С 1989 по 1995 год Валаамской обители было передано 90% ранее принадлежавшего ему недвижимого имущества. В 2002 году Святейший Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери, празднование которой установлено совершать 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь монастыря.

В наши дни Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В Москве, Петербурге, Сортавале и Приозерске действуют подворья. Как и прежде, жизнь в обители регламентируется строгим Валаамским уставом, возобновлена традиция совершать всенощное бдение ночью.

Преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают охранять своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Мощи святых ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере насельников и многочисленных паломников. Их память празднуется 11 июля, 24 сентября (в день перенесения мощей) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

                                                             Наталия Бондаренко




Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи