Силой Святого Духа

Силой Святого Духа

Православная Церковь 30 ноября чтит память святителя Григория, епископа Неокесарийского — известного проповедника, аскета и чудотворца, молитвенно стяжавшего богооткровенную тайну православной веры.

Будущий святой родился около 213 года в г. Неокесарии (совр. Никсар, Турция). Получив прекрасное образование, юноша не был удовлетворен одними учениями древних мыслителей и жаждал более глубоких познаний. Это горячее стремление к истине привело его в знаменитый центр учености того времени — Александрию.

В Александрийском огласительном училище преподавал пресвитер Ориген — знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал его учеником. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». По истечении восьми лет святой принял Крещение.

Вернувшись в родную Неокесарию, Григорий принимает решение удалиться от шумной городской жизни, чтобы в уединении молиться Богу и изучать Священное Писание. Но его намерениям не суждено было осуществиться. Благочестивый и целомудренный подвижник был призван служить в миру. Епископ Амасийский Федим решил поставить его епископом Неокесарийским. Святитель в этом увидел волю Божию и, смирившись, перед хиротонией горячо молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице, т. к. в то время начала активно распространяться ересь Савелия и Павла Самосатских.

По усердной молитве будущему епископу было явление Богоматери и апостола Иоанна Богослова, в котором апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Троицы. Именно на этом откровении строится учение о Святой Троице в православном богословии, раскрытое в дальнейшем святыми отцами Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 год), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Во время своего служения епископ Неокесарийский исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. За это святитель был прозван чудотворцем. Однажды по его молитве Господь остановил разлив реки. Другой раз, при строительстве храма, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Однажды два брата при разделе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. В спор вмешались и другие жители селения — кто на одной, кто на другой стороне. Святитель Григорий уговорил всех отложить решение до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет — озеро ушло под землю.

По благословению святителя были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. О силе его проповедей свидетельствует святитель Григорий Нисский: «Слушавших слово его сперва было малое число; но прежде, нежели окончился день и зашло солнце, столько присоединилось их к первому собранию, что множества уверовавших достаточно было, чтобы составить народ. Утром опять появляется народ у дверей, вместе с ними жены и дети, и преклонные летами, и страждущие от демонов или от какого другого недуга. И он, стоя в середине, уделял силой Святого Духа каждому из собравшихся то, что соответствовало его нуждам: проповедовал, рассуждал, увещевал, учил, исцелял». Так к концу служения епископа-чудотворца в Неокесарии оставалось всего семнадцать язычников, вначале же было только семнадцать христиан.

Скончался святитель Григорий Чудотворец в царствование императора Аврелиана между 270 и 275 годами. Благодаря его усилиям область Понта и Каппадокии (Малая Азия) стала одним из главных центров христианства Римской империи. Именно из нее вышли великие отцы Церкви — святители Григорий Богослов, Василий Великий и Григорий Нисский. Все они считали своим учителем своего великого земляка, святого Григория Неокесарийского.

По словам святителя Василия Великого, место святого Григория Чудотворца — среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской… подобно какому-то светозарному великому светилу озарял Церковь Божию».

Мощи святителя Григория первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Затем святыня разошлась по разным концам христианского мира. Главная часть мощей святого — его честная глава — хранится в Лиссабоне, в церкви Сан-Роке. Правая десница находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая — в Большом Метеорском монастыре, остальные частицы хранятся во многих монастырях Греции, в лиссабонском храме святого Игнатия и в соборе святого Петра в Риме.

Святителя Григория широко почитали на Руси. Храм, посвященный его имени, находится в Москве в районе Замоскворечье, на Большой Полянке. В нем также можно поклониться частичке мощей святителя. Каменный храм был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 30 ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория. Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой.

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым. В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Церковь имела статус придворной. Здесь любила молиться преподобномученица Елизавета Феодоровна. Здесь неоднократно служили видные церковные иерархи. В советское время храм был закрыт, но сегодня, как и прежде, здесь регулярно звонят колокола, созывая верующих на молитву.


Выразить Невыразимое

Символ Григория Неокесарийского («Изложение веры по откровению Григория, епископа Неокесарийского») — его главное богословское сочинение, посвященное Святой Троице и представляющее собой один из самых драгоценных памятников древности.

В этом и других его творениях представлено главным образом учение о Триедином Боге, важное для понимания богословия доникейской эпохи. По словам святителя, Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на все сущее. Автор особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое.

Святитель также является автором «Переложения Екклесиаста», которое представляет собой сжатый пересказ Книги Екклесиаста, в основу которого положен перевод семидесяти. Поводом к его написанию послужило распространение эпикурейско-гедонистических взглядов в обществе во второй половине III века.

Сохранился трактат святителя Григория «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога». В нем обсуждается вопрос о том, как согласовать представление о бесстрастном Боге с Его снисхождением до страданий и смерти.

Содержание проповедей святителя Григория было самое разнообразное. Кроме утверждения паствы в правильном понимании христианского догмата, святитель непрестанно наставлял верующих в благочестии и христианской жизни: «Плачущий, — пишет святой Григорий Нисский, — получал утешение, юноша — вразумление; старик наставляем был приличными речами; рабы, чтобы повиновались господам своим, владельцы, чтобы человеколюбиво обращались с подчиненными; бедного учил он, что единственное богатство есть добродетель, что это имущество может приобресть каждый, кто не захочет; напротив того, обладающего богатством вразумлял и учил, что он только распорядитель своего имения, а не господин. Женам подавал пристойные, детям — соответственные возрасту, отцам — приличные правила».

«Вот чего Бог требует от христиан: правой веры от души, истины от языка и чистоты от тела». Это и хотел донести до нас святитель Григорий Чудотворец.

Подготовила Наталия Комиссарова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи