Жены-мироносицы ХХ века

Жены-мироносицы ХХ века

В начале февраля Русская Православная Церковь совершает соборное празднование памяти новомучеников и исповедников Российских. Подвиг новомучеников очень значим для нас, ныне живущих. Ведь они почти наши современники, нас разделяет несколько десятилетий, что по историческим меркам совсем немного. «Новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация… В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все — это наша задача, это наш венок на их могилу», — сказал однажды Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Близость Господа в страданиях

В течение всего года Церковь вспоминает многих святых жен-новомучениц, и о десятках из них нам практически ничего не известно. Сегодня хотелось бы рассказать о двух таких безвестных страдалицах за Христа. Преподобномученица Августа (Защук) (до монашеского пострига ее звали Лидия Васильевна) родилась 2 июня 1871 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Окончила Смольный институт благородных девиц, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге.

В 1895 году Лидия Казнакова вышла замуж за офицера Всеволода Защука. Лидия относилась к мужу скромно и доверчиво, а получала в ответ лишь грубость. Отношения между супругами осложнялись не только денежными затруднениями, но и отсутствием в их семье детей. Брак преподнес Лидии великие уроки терпения и смирения, без которых невозможно выдержать монашескую жизнь. Супруги прожили вместе десять с половиной лет и расстались.

В 1909 году Лидия Васильевна стала работать на судостроительном заводе делопроизводителем и переводчиком, ведя тихую, уединенную жизнь среди книг и переводов. Затем работала служащей Городской Думы. В своих письмах Лидия писала об этом времени: «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, так как иначе не узнала бы близости Господа к человеку». После революции Лидия Васильевна попала в Оптину пустынь, где ей посчастливилось общаться и работать с преподобным Нектарием (Тихоновым) и преподобномучеником Никоном (Беляевым).

В годы советской власти в Оптиной пустыни, как и во многих других монастырях России, были образованы племхоз и совхоз. Лидия Васильевна около полутора лет трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе. После закрытия обители в 1924 году она основала музей «Оптина пустынь» и была заведующей этим музеем. Многие бывшие насельники обители также работали в музее. В 1928 году музей был реорганизован и превращен в краеведческий, а вскоре закрыт. Когда Лидию Васильевну уволили из музея, она осталась без средств к существованию. Жила она недалеко от Оптиной, в городе Белёве, перебивалась грошами от частных уроков немецкого и французского. В тридцатые годы здесь жили многие ссыльные монахи Оптиной пустыни и монахини Шамординского монастыря.

Несмотря на то что Лидия Васильевна была больна и отошла от музейных дел, интерес чекистов к ее жизни не прекращался. «За политическую неблагонадежность» ей пришлось посидеть в тюрьмах, она пережила много арестов и тюремных заключений. Из тюрьмы возвращалась с сильно пошатнувшимся здоровьем: со сломанной ногой, больная тифом…

В 1927 году Лидия Васильевна была вновь арестована и в декабре этого же года приговорена к высылке на три года с запрещением проживания в семи крупных городах страны. По окончании срока высылки жила в Туле, затем в Белёве. В 1934 году была пострижена в монахини с наречением имени Августа, затем она приняла схиму и была назначена игуменией Казанского женского монастыря в Белёве.

В декабре 1937 года была арестована как «игумения подпольного монастыря». Во время допроса, продолжавшегося в течение шестнадцати суток, схимонахиню подвергли тяжелым пыткам: ей не давали не только спать, но и не разрешали даже садиться. Когда она падала от изнеможения, ее обливали ледяной водой. Схимонахине Августе тогда было почти 70 лет.

8 января 1938 года, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, преподобномученица Августа была расстреляна вместе с другими мучениками на 162-м километре Симферопольского шоссе и сброшена в братскую могилу.

Помощница епископа

Еще одна мученица, Антонина Арсеньевна Брянских, родилась в 1891 году в Иркутске в семье мещан. Она была сестрой епископа Парфения (Брянских) и протоиерея Иннокентия Брянских. Семья отличалась щедростью, благочестием, любовью к Богу и Церкви.

Родители старались дать детям хорошее образование, приглашали домой учителей. В 1901–1908 годах Антонина обучалась в 8-классной Киевской женской гимназии, затем поступила учиться на историко-философский факультет Московских женских курсов. С 1920 года Антонина проживала с родителями в Иркутске. Здесь она пережила конфискацию имущества и последовавшую вскоре вслед за этим смерть отца, претерпела немало унижений из-за своего «непролетарского происхождения»: советские учреждения не соглашались брать на работу Антонину — дочь купца, сестру епископа. С трудом она устроилась на работу в городскую библиотеку.

В конце 1924 года Антонина Арсеньевна вместе с матерью приехала в Москву к брату, епископу Парфению, который в то время находился в Даниловом монастыре без права выезда. Пока Антонина Арсеньевна хлопотала о московской прописке, ее брата арестовали и отправили в ссылку. В Москве она также с трудом находила работу — была временно принята на автобазу конторщиком, работала в издательстве «Кооперативная жизнь».

В 1931 году Антонина вместе с матерью поехала за епископом Парфением в ссылку в Казахстан. Она привезла туда книги, вела его переписку, систематизировала научные труды брата, доставала ему и матери средства к существованию: состояла на службе в обществе потребителей Актюбинского округа, работала на ярмарке, трудилась в управлении гострудсберкасс счетоводом.

В 1934 году епископ Парфений был вновь отправлен в ссылку на 5 лет, теперь уже в Архангельск, — Антонина вместе с матерью снова поехали за ним. Они жили в доме, где происходили встречи епископа с местным духовенством. Помимо этого он совершал тайные богослужения в домовых храмах прихожан. В том, что эти встречи и богослужения достаточно долго были тайной для властей и соглядатаев, была заслуга его сестры и сподвижницы Антонины. Она по-прежнему доставала матери и брату средства к существованию: работала счетоводом в типографии, была преподавателем немецкого языка в школе повышенного типа для взрослых.

В 1937 году епископ Парфений снова был арестован. Благодаря предусмотрительности Антонины при обыске квартиры владыки Парфения не нашли не только какой-либо антисоветской, но даже религиозной литературы, и следователям пришлось прибегнуть к помощи лжесвидетелей, чтобы получить основания для расстрела.

В ноябре 1937 года Антонина Арсеньевна была арестована за «участие в тайных богослужениях». И уже в декабре по обвинению в «контрреволюционной агитации и за активное участие в контрреволюционной группировке церковников» была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу.

Допрашивали Антонину Арсеньевну только один раз. На этом единственном допросе она держалась мужественно и наотрез отрицала то, что ее брат и она сама занимались контрреволюционной деятельностью. Показания на нее дал всего один лжесвидетель, являвшийся негласным сотрудником НКВД. 9 января 1938 года, в праздничные святочные дни, мученица Антонина была расстреляна.

Клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке города Москвы протоиерей Андрей Ткачев размышляет о подвиге новомучеников: «Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи — палачами и предателями… Именно память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить Русской Церкви особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности».

Подготовила Наталья Сахарова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи