Смысл человеческих страданий

Смысл человеческих страданий Православные христиане 19 мая празднуют память праведного Иова Многострадального – человека, прошедшего страшный путь богооставленности, скорбей, страданий, непонимания и предательства ближних. Но, несмотря на все беды, этот дивный праведник сумел сохранить надежду и упование на Бога, твердо веря, что все в мире происходит по благому Промыслу Божию.

Господь дал, Господь взял

Единственный источник, рассказывающий о праведном Иове, – Книга Иова в Ветхом Завете. Если начало ветхозаветной логики «грех – наказание – смерть», то по мере того, как приближается долгожданный момент пришествия в мир Спасителя, людям открывается более глубокий и многомерный смысл человеческих несчастий. Не всегда страдание – наказание за грех, иногда – это способ усовершенствовать душу праведника, приоткрывающий ему что-то важное в личном знании о Боге.

Праведный Иов, потомок праотца Авраама, жил задолго до Рождества Христова в северо-западной части Аравии, в земле Уц. Его жизнь – образец судьбы ветхозаветного праведника. Господь благословил Иова потомством, семь сыновей и три дочери были гордостью отца. Богатое хозяйство, множество слуг, большие стада – все, о чем мог мечтать восточный человек. При этом материальные блага не развратили сердца праведного, он остается человеком богобоязненным и благочестивым. Люди любят его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. А более всех Иов любит Бога, принося жертвы за себя и за детей, прося прощение даже за те грехи, которые они могут совершить по неведению. Так проходит 78 лет безбедной, безоблачной жизни.

Но вот сатана бросает Богу вызов: Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? (Иов. 1, 9-11) Это вечный вопрос, возникающий в дни искушений – даром ли мы богобоязненны или любовь к Творцу напрямую зависит от того, с какой точностью Он исполняет наши просьбы?

Бог знает о том, что вера Иова крепка. И дает сатане позволение поразить все, что есть у Иова, только самого праведника не трогать. И вот в его жизни начинается черная полоса несчастий: погибает сначала все имущество, затем сразу все дети. Иов разодрал верхнюю одежду, остриг голову, пал на землю, поклонился и сказал: Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21-22). В этих словах не было ни ропота, ни обиды, ни жалоб.

Без вины виноватый

Наступает момент следующего испытания. Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? (Иов. 1, 21) – призывает сатана. Иов заболевает проказой, а это не только страдания, но и страшное одиночество. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле. Он не мог сомкнуть глаз ни днем, ни ночью, не мог проглотить кусок пищи и выпить глоток воды без сильных страданий.

Испытания сломили жену праведника, она предлагает Иову умереть, прекратив свои мучения. Услышав о несчастиях Иова, к нему приходят друзья, но тоже не для утешения. Они предлагают праведнику покаяться, ведь такое наказание говорит лишь об одном – Иов тяжело согрешил перед Богом и за это терпит расплату. Бог для друзей Иова – Всемогущий и Справедливый Судия. В их рассуждениях Он выступает фактически неким механизмом правосудия: согрешил – будешь наказан, сделал доброе дело – будешь благословен. Никаких личных мотивов у Бога нет. Бог совершенно непознаваем, но действует по определенным законам. И друзья Иова даже готовы признать, что Он вообще выше понятий добра и зла: «Что Богу пользы от твоей праведности?». В их словах мы не найдем личного отношения к Богу.

Уильям Блейк,Гравюра Иов обвиняемый.jpgОтношение праведника совершенно иное. Иов – истинный раб Божий, который взывал к Богу, и которому Он отвечал (Иов. 12, 4). Он готов, в конце концов, принять страдания, но просит, чтобы Бог ему объяснил, почему так, какой в этом смысл? В своих речах Иов все время переходит от полемики с друзьями к горячей мольбе, обращенной к Богу. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? (Иов. 21, 4). Он знает Бога и не может принять тот ложный образ, который предлагают ему друзья. В его речи горячая мольба любви, а не сухие рассуждения закона.

И Господь слышит эту мольбу. Когда умолкают друзья, утомленные беседой, потерявшей смысл, Сам Бог обращается к праведнику. Но вместо педантичного ответа на прямой вопрос: «Зачем мои страдания?», Господь показывает Иову всю сложность мира, все могущество и разум Его Творца. А кроме того – прикровенно говорит о том, что сатана пытается захватить власть над людьми. И для того, чтобы его победить, должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

Иов отвечает Богу: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42, 5-6). «Что он увидел? Как и в случае Авраама, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой. И это было для него гораздо большей наградой, чем возвратившееся материальное благополучие. Он с ликованием и смирением отрекается, потому что все его выступления оказываются безумием перед лицом Креста Христова», – пишет протоиерей Геннадий Егоров. Без Креста нет спасения. Это понял праведник, победивший соблазн, который неизбежно возникает перед всяким страдальцем: или похулить Бога, или выполнить набор внешних, формально правильных действий, пытаясь задобрить Творца.

Книга Иова – это рассказ о победе любви человека к Богу. Не случайно Господь повелевает друзьям Иова обратиться к праведнику и просить его принести за них жертву, ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова Я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8).

Бог вернул праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, не вдвое больше – ведь покойные дети праведника живы у Господа. После перенесенных страданий праведный Иов прожил еще 140 лет и видел потомство свое до четвертого рода.

О праведном Иове святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

Искупитель мой жив

Святой Иов своими страданиями прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иова оставляют жена и друзья, как и Христа, которого во время крестных страданий оставили ученики и поносили враги. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. Иов являет нам прообраз служения Великого Первосвященника Христа, потому что он приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей. Не случайно паремии из Книги Иова читают на Страстной седмице.

История праведного Иова утешает всякого страдающего человека. Не тем, что праведник в завершение получает утерянное сполна (этого, как раз, может и не случиться). Но тем, что у Бога и в Боге есть ответ на все вопросы. А также есть надежда для каждого из нас. Надежда, которую не может убить даже смерть, ибо Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25-27).

Подготовила Наталия Комиссарова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

25 июля 2017 г. 12 июля ст.ст. вторник. Седмица 8-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Икона Божией Матери \'\'Троеручица\'\'
Икона Божией Матери \'\'Троеручица\'\

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой Троеручица .
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Состоялось открытие смены в детском православном лагере «Гардарика»
Все фоторепортажи