«Да не отрекусь от Христа Спасителя»

«Да не отрекусь от Христа Спасителя»

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, родился в XIV веке в городе Трапезунд. Город служил удобным пристанищем для кораблей, потому жители Трапезунда обыкновению занимались торговлей и мореплаванием. Святой был родом из благочестивой семьи. Он совмещал в себе талант к торговому промыслу и одновременно мудрость в учении. Бедняки же знали Иоанна как милостивого человека и благодетеля.

Верный проповедник Христов

Добродетельная жизнь этого подвижника не могла остаться незамеченной для невидимого врага. По торговым делам святой совершал частые путешествия по морю. Однажды он плыл вместе с венецианским купцом Реизом. Начальник корабля, державшийся другого исповедания веры, начал досаждать святому спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере святой Иоанн обличал неправомыслие собеседника. А тот гневался, раздражался, из чувства вражды замышляя злое.

Корабль пристал к берегу у Белгорода Босфорского (восточная часть исторической Молдовы), находившегося в те времена под властью татар-идолопоклонников. Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику – известному огнепоклоннику. Европеец стал клеветать на святого Иоанна так: «Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа».

Услышав это, градоначальник исполнился радости. Он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна, предложил принять огнепоклонство, а Христа похулить. Святой Иоанн безбоязненно сказал в ответ: «Мне думается, что ты явно лжешь, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышление врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он чрез тебя беседует со мною, надеясь привлечь меня к погибели, и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных всех видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это – светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?». Сказав это, святой Иоанн воздел руки, возвел очи к небу и во всеуслышание воскликнул: «Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!».

Обольщенный градоначальник чувствовал себя униженным и посрамленным. Он повелел воинам тот час же сорвать с мученика одежды, а затем положить пред мучеником множество палок. «Ты обещался не басни повествовать, а отречься от твоей неполезной веры, и усердно желал присоединиться к нашей светлой вере и украситься нашими законами». Святой мученик сказал в ответ: «Я не баснословец, а раб и проповедник истинного, в Троице славимого, Бога, в Которого научился веровать от прародителей и родителей моих; ныне Ему Одному поклоняюсь, Ему приношу жертву хвалы, Его признаю и исповедую Создателем всего, Его ожидаю как Судию живым и мертвым; Он придет воздать каждому по делам в то время, когда повелением Его померкнет это видимое солнце, поставленное на служение людям».

Мучитель тотчас приказал бить святого палками. Доблестный страдалец мужественно переносил это мучение и благодарил Христа за возможность пострадать за Него. Избиение продолжалось до тех пор, пока не умолк голос мученика. Израненное тело отволокли в темницу. Наутро святого Иоанна со светлым и радостным лицом привели к градоначальнику. Нечестивый судья продолжил уговаривать страдальца отречься от Христа, обещая прислать к нему лучших врачей и исцелить изнеможденную плоть. Святой же остался верен Истинному Богу.

Тогда мученика снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Так доблестный воин Иисуса Христа в тридцатилетнем возрасте окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа. Это произошло в 1330 году.

Великая святыня Молдавии

Когда настала ночь, то жители квартала увидели чудо над телом мученика. Над ним ярко горело множество лампад, и три светоносных мужа творили каждение и воспевали песнопения. Один иудей думал, что это пришли священники христианские. Он взял лук и стрелу, но не смог ни выстрелить, ни рук освободить. На рассвете стали невидимы чудные мужи. А люди, во множестве пришедшие на это место, видели стрелка, пребывающего в том же положении. Против воли вынужден был этот иудей поведать подробно обо всем увиденном. После чего он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину. Но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах, исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву.

Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того, чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви, и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.

11400.d.jpgВ 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же заступничеством святого Бог послал шквальный дождь, и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.

В 1686 году мощи святого были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течение 97 лет они пребывали здесь; как православные, так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.

13 сентября 1783 года благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.

Не менее великое почитание святого было и на Руси. Уже в середине XVI века в его честь в нашей стране проходили торжественные богослужения. А первый русский царь династии Романовых, Михаил Федорович, своего старшего сына (который прожил всего три года) назвал Иоанном в честь великомученика.

Из множества чудес, связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие 1898 года, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Ее повозка не могла стронуться с места до тех пор, пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многие свидетельства чудесных исцелений от слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святому.

Подготовила Татьяна Уютова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи