Учитель – пастырь – мученик

Учитель – пастырь – мученик В сентябре этого года исполняется десять лет со дня обретения мощей, а в следующем году – сто лет со дня кончины священномученика Владимира Четверина. Частица мощей этого святого находится в святом престоле храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери п. Озинки. Что мы знаем о человеке, жизнь которого оборвалась по историческим меркам не так уж и давно?

Источник Божественной благодати

Когда происходит Великое освящение храма, под престол обязательно полагаются мощи святых угодников Божиих. Во время крестного хода вокруг храма архиерей несет на дискосе святые мощи, которые после крестного хода полагаются под престолом в особом ковчеге.

Мощи – это останки святых, тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие люди постоянно ощущают. Останки святого являются источником Божественной силы – благодати. В церковных богослужениях участвуют не только прихожане и все, кто находится в храме, но и святые, которые невидимым образом присутствуют на службе.

О почитании мощей святых угодников Божиих говорится в решении Седьмого Вселенского Собора 787 года: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это через Христа, Который в них обитает». Святитель Иоанн Златоуст в «Слове всем святым мученикам» говорит нам о высоком и светлом подвиге мучеников за Христа и об их святых мощах как о величайшей драгоценности для христианина: «Не так светло небо, украшенное сонмом звезд, как светлы тела мучеников, украшенные багряными ранами. Вы часто видите солнце восходящим на востоке и бросающим багряновидные лучи: таковы тела святых, проливающие из себя, как багряные лучи, потоки крови, которыми мученики сияли гораздо более, нежели как небо сияет светом солнца».

С Церковью земной в общении находится и Церковь Небесная, которое выражается в молитве, венец которой составляет Таинство Евхаристии. Учитель Церкви Ориген объясняет: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно – состоящее из людей, другое – из небожителей…». Мощи святых угодников Божиих и являются залогом их участия в наших молитвах.

Древняя Церковь Христова совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем престолом для таинства служили их гробницы. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, например, в Риме была построена церковь на месте, где было погребено тело апостола Павла. К концу VII века Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых.

Путь доброго пастыря

Великое освящение нашего, Феодоровского, храма в п. Озинки совершили 12 июня 2016 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. В основание престола была положена частица святых мощей священномученика Владимира Четверина, пресвитера Саранского.

Владимир Павлович Четверин родился в 1874 году в селе Барахманский Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. Еще с юности он возлюбил путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры. Сначала отец Владимир был учителем школы грамоты, затем семь лет работал учителем в церковно-приходской школе села Кутьево Карсунского уезда Симбирской губернии. Достигнув 29-летнего возраста, будущий священномученик Владимир воспламенел любовью ко Господу и пожелал все свои силы положить на служение Всевышнему: он подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика сначала в сельские приходы Карсунского уезда, отметив смирение и крепость веры молодого подвижника. Затем он поступил на миссионерские курсы в Казанскую духовную академию.

Миссионерские курсы Владимир успешно окончил и в возрасте 36 лет был рукоположен в сан священника. Его направили в церковь села Сырятино Ардатовского уезда. Он не только служил у престола Божия, но и преподавал в местной церковно-приходской школе, а также в школе соседнего села. Священника Владимира сохраняла и питала Божия благодать, подавая ему силы для несения многочисленных послушаний и обязанностей. Заботясь о прихожанах, не забывал батюшка и о своей малой Церкви, старался с супругой воспитывать детей в благочестии и любви к Богу. У отца Владимира с матушкой Марией к 1915 году было 11 детей, трое из которых умерли во младенческом возрасте. Многие из детей подвизались на учительском поприще. Трое сыновей отца Владимира приняли мученическую кончину: были расстреляны так же, как и отец.

Далее отец Владимир был отправлен служить в храм в честь Рождества Христова родного села Барахманский Гарт. Известно, что священник усердно молился о своей пастве перед Казанским образом Божией Матери, который являлся самой почитаемой иконой в Христорождественской церкви.

Служа у престола Божия, священник Владимир Четверин стяжал добродетели, укреплял страждущих, помогал нищим. Но приближались годы гонений, в которые пострадал за Христа и отец Владимир. Он показал нам силу веры угодников Божиих, которая не оскудевает в дни гонений, а, наоборот, с Божией помощью увеличивается.

В те безбожные годы у простого народа отбирали хлеб, обрекая тем самым людей на голодную смерть. В 1918 году по просьбе прихожан отец Владимир принял на хранение семенное зерно. Некоторые крестьяне попытались получить зерно в обмен на фальшивые деньги, но батюшка, поняв лукавый замысел гонителей, зерна не выдал. Он встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков. Затем гонители веры Христовой потребовали у священника выдать метрические книги и церковное имущество. Однако тот предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу и выдать церковное достояние. Совсем скоро на священника Владимира поступил донос. Обвинили батюшку «в неисполнении предписания советской власти о передаче метрических книг, в разрухе финансового состояния в стране и в несдаче имеющегося огнестрельного оружия».

19 августа 1918 года отец Владимир в последний раз совершил Божественную литургию, после чего был арестован без предъявления обвинения. С этого дня начались страдания священника: его изнуряли допросами, пытались заставить отречься от веры Христовой, обвиняли в «пропаганде против советской власти». Но отец Владимир с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы исполнялась воля Божия. Клевету и арест смиренный батюшка воспринял безропотно и даже с радостью, а прихожане храма в честь Рождества Христова, оставшиеся без пастырского попечения, укрепляли отца Владимира своими непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника.

По ложному обвинению священника Владимира приговорили к расстрелу. В ночь с 1 на 2 сентября 1918 года отец Владимир был расстрелян по решению Ардатовской уездной чрезвычайной комиссии за «пропаганду против советской власти». Все страдания он претерпел без ропота и сподобился мученической кончины. Отец Владимир был тайно похоронен у алтаря храма в честь Рождества Христова в своем родном селе.

Имя священномученика Владимира внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

До последнего времени о судьбе святого и его трагической гибели не знали даже внуки и правнуки. Спустя почти 90 лет память о священномученике Владимире была возвращена стараниями настоятеля Михаило-Архангельского храма священника Александра Никитина. Умирающая старушка открыла отцу Александру тайну о том, что в селе Барахманский Гарт рядом с алтарем Христорождественской церкви похоронен священник Владимир Четверин. Храм был давно разрушен, но весной все равно удалось найти могилу. Произошло это в сентябре 2007 года. Честные мощи новомученика чудесным образом сохранились нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались нательный крестик и Святое Евангелие, вложенные в руку священника. Затем мощи были перенесены в кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова города Саранска.

День памяти священномученика Владимира Четверина Церковь совершает 2 сентября и в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских.

Мы, прихожане храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, обращаемся в своих молитвах к священномученику Владимиру Четверину. Ведь со дня освящения он является покровителем нашего Феодоровского храма.

Наталья Сахарова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи