Святой паломник и песнотворец

Святой паломник и песнотворец

Великим постом мы празднуем память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Этот человек вел жизнь подвижника и аскета, совершил паломничество по многим прославленным обителям, возглавил Иерусалимскую Церковь в очень непростое время. Его опыт нашел отражение в глубоких богословских трудах и церковных песнопениях.

Святитель Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске ок. 580 года. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам, особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он отправился в обитель святого Феодосия, расположенную неподалеку от Иерусалима. Там он познакомился с иеромонахом Иоанном Мосхом, стал его духовным сыном.

Иноки вместе совершили паломничество по обителям Палестины, Антиохии, записывали жития и поучения подвизавшихся в них монахов. Из этих записей позже была составлена знаменитая книга «Лимонарь», или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. В этой книге блаженный Иоанн называет святого Софрония не только мудрецом и господином своим, но даже отцом. Он не смотрел на святого Софрония как на ученика, а считал его своим другом и сотрудником и, кроме того, провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом Церкви Христовой.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов.

В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме в 622 году преподобный Иоанн скончался. Святой Софроний перевез его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария. После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест, а по кончине святителя Модеста, в 634 году, патриархом был избран святой Софроний. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святитель Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

Святитель Софроний Иерусалимский известен как глубокий богослов и автор богослужебных песнопений. Следует отметить работу святителя над богослужебным уставом. Трипеснцы святителя на Святую Четыредесятницу входят в состав современной постной Триоди. Он окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и впоследствии ввел в богослужение много новых песнопений. До нас дошли также около 950 тропарей и стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Также ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста во время «Мариина стояния».

Известны проповеди святителя, посвященные церковным праздникам: «Омилия, произнесенная на поклонение Честному и Животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече», «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Слово на Сретение Господне», «Слово на Воздвижение Честного Креста и на Святое Воскресение», «Похвальное слово святым архангелам, и Ангелам, и прочим Небесным силам», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», а также «Объяснение на Литургию».

Наталия Бондаренко

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 августа 2017 г. 9 августа ст.ст. вторник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Икона дня

Собор Соловецких святых
Собор Соловецких святых

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемАпостола Матфия (ок. 63). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Соловецких святых. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших (730). Мч. Антония Александрийского. Прмц. Маргариты (1918).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22). Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: "ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники". Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи