Святой паломник и песнотворец

Святой паломник и песнотворец

Великим постом мы празднуем память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Этот человек вел жизнь подвижника и аскета, совершил паломничество по многим прославленным обителям, возглавил Иерусалимскую Церковь в очень непростое время. Его опыт нашел отражение в глубоких богословских трудах и церковных песнопениях.

Святитель Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске ок. 580 года. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам, особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он отправился в обитель святого Феодосия, расположенную неподалеку от Иерусалима. Там он познакомился с иеромонахом Иоанном Мосхом, стал его духовным сыном.

Иноки вместе совершили паломничество по обителям Палестины, Антиохии, записывали жития и поучения подвизавшихся в них монахов. Из этих записей позже была составлена знаменитая книга «Лимонарь», или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. В этой книге блаженный Иоанн называет святого Софрония не только мудрецом и господином своим, но даже отцом. Он не смотрел на святого Софрония как на ученика, а считал его своим другом и сотрудником и, кроме того, провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом Церкви Христовой.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов.

В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме в 622 году преподобный Иоанн скончался. Святой Софроний перевез его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария. После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест, а по кончине святителя Модеста, в 634 году, патриархом был избран святой Софроний. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святитель Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

Святитель Софроний Иерусалимский известен как глубокий богослов и автор богослужебных песнопений. Следует отметить работу святителя над богослужебным уставом. Трипеснцы святителя на Святую Четыредесятницу входят в состав современной постной Триоди. Он окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и впоследствии ввел в богослужение много новых песнопений. До нас дошли также около 950 тропарей и стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Также ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста во время «Мариина стояния».

Известны проповеди святителя, посвященные церковным праздникам: «Омилия, произнесенная на поклонение Честному и Животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече», «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Слово на Сретение Господне», «Слово на Воздвижение Честного Креста и на Святое Воскресение», «Похвальное слово святым архангелам, и Ангелам, и прочим Небесным силам», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», а также «Объяснение на Литургию».

Наталия Бондаренко

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

27 июня 2017 г. 14 июня ст.ст. вторник. Седмица 4-я по Пятидесятнице. Петров пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Дивеевские святые
Дивеевские святые

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Елисея (IX до Р.Х.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Мефодия, патриарха Константинопольского (846). Блгв. кн. Мстислава Храброго, во св. Крещении Георгия, Новгородского (1180). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Прп. Елисея Сумского (XV-XVI). Собор Дивеевских святых. Сщмч. Иосифа пресвитера (1918). Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (1992). Сщмчч. Александра, Павла пресвитеров и Николая диакона (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прп. Мефодия Пешношского, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Если совершается служба сщмч. Владимира, митрополита Киевского, то на утрене читается Лк., 67 зач., XII, 32-40, а на литургии - дня и священномученика: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 36 зач., X, 9-16.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 10, 11-11, 2; Мф. 11, 16-20). Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, - они не пляшут; поют печальные - они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное - не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми - не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Священнослужители Покровского благочиния приняли участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти и скорби
Все фоторепортажи