Святой паломник и песнотворец

Святой паломник и песнотворец

Великим постом мы празднуем память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Этот человек вел жизнь подвижника и аскета, совершил паломничество по многим прославленным обителям, возглавил Иерусалимскую Церковь в очень непростое время. Его опыт нашел отражение в глубоких богословских трудах и церковных песнопениях.

Святитель Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске ок. 580 года. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам, особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он отправился в обитель святого Феодосия, расположенную неподалеку от Иерусалима. Там он познакомился с иеромонахом Иоанном Мосхом, стал его духовным сыном.

Иноки вместе совершили паломничество по обителям Палестины, Антиохии, записывали жития и поучения подвизавшихся в них монахов. Из этих записей позже была составлена знаменитая книга «Лимонарь», или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. В этой книге блаженный Иоанн называет святого Софрония не только мудрецом и господином своим, но даже отцом. Он не смотрел на святого Софрония как на ученика, а считал его своим другом и сотрудником и, кроме того, провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом Церкви Христовой.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов.

В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме в 622 году преподобный Иоанн скончался. Святой Софроний перевез его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария. После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест, а по кончине святителя Модеста, в 634 году, патриархом был избран святой Софроний. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святитель Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

Святитель Софроний Иерусалимский известен как глубокий богослов и автор богослужебных песнопений. Следует отметить работу святителя над богослужебным уставом. Трипеснцы святителя на Святую Четыредесятницу входят в состав современной постной Триоди. Он окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и впоследствии ввел в богослужение много новых песнопений. До нас дошли также около 950 тропарей и стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Также ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста во время «Мариина стояния».

Известны проповеди святителя, посвященные церковным праздникам: «Омилия, произнесенная на поклонение Честному и Животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече», «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Слово на Сретение Господне», «Слово на Воздвижение Честного Креста и на Святое Воскресение», «Похвальное слово святым архангелам, и Ангелам, и прочим Небесным силам», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», а также «Объяснение на Литургию».

Наталия Бондаренко

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 октября 2017 г. 9 октября ст.ст. воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи