Святой паломник и песнотворец

Святой паломник и песнотворец

Великим постом мы празднуем память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Этот человек вел жизнь подвижника и аскета, совершил паломничество по многим прославленным обителям, возглавил Иерусалимскую Церковь в очень непростое время. Его опыт нашел отражение в глубоких богословских трудах и церковных песнопениях.

Святитель Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске ок. 580 года. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам, особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он отправился в обитель святого Феодосия, расположенную неподалеку от Иерусалима. Там он познакомился с иеромонахом Иоанном Мосхом, стал его духовным сыном.

Иноки вместе совершили паломничество по обителям Палестины, Антиохии, записывали жития и поучения подвизавшихся в них монахов. Из этих записей позже была составлена знаменитая книга «Лимонарь», или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. В этой книге блаженный Иоанн называет святого Софрония не только мудрецом и господином своим, но даже отцом. Он не смотрел на святого Софрония как на ученика, а считал его своим другом и сотрудником и, кроме того, провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом Церкви Христовой.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов.

В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме в 622 году преподобный Иоанн скончался. Святой Софроний перевез его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария. После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест, а по кончине святителя Модеста, в 634 году, патриархом был избран святой Софроний. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святитель Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

Святитель Софроний Иерусалимский известен как глубокий богослов и автор богослужебных песнопений. Следует отметить работу святителя над богослужебным уставом. Трипеснцы святителя на Святую Четыредесятницу входят в состав современной постной Триоди. Он окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и впоследствии ввел в богослужение много новых песнопений. До нас дошли также около 950 тропарей и стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Также ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста во время «Мариина стояния».

Известны проповеди святителя, посвященные церковным праздникам: «Омилия, произнесенная на поклонение Честному и Животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече», «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Слово на Сретение Господне», «Слово на Воздвижение Честного Креста и на Святое Воскресение», «Похвальное слово святым архангелам, и Ангелам, и прочим Небесным силам», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», а также «Объяснение на Литургию».

Наталия Бондаренко

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил праздничные богослужения в день памяти преподобного Серафима Саровского
Все фоторепортажи