Цветы добродетели с «Луга духовного»

Цветы добродетели с «Луга духовного»

Святые отцы называют Великий пост странствием, полным трудов и лишений. Цель этого странствия — радость Воскресения Христова. Но для того, чтобы стать соучастниками пасхальной радости, нужен духовный труд. В этом очень помогает чтение святоотеческих книг. Одна из таких книг, которые можно посоветовать для чтения во время Великого поста,— «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха.

Книга Иоанна Мосха не содержит в себе подробных сведений о церковной истории, богословии или длинных рассуждений об аскетике. В ней собраны живые и удивительно простые рассказы о епископах, великих старцах, отшельниках Палестины и Египта, которые своей жизнью создавали историю, на практике обучались аскетике.

Иоанн Мосх родился, предположительно, в Дамаске. О его детстве и юности сведений не сохранилось. Известно, что первым монастырем, в который поступил преподобный Иоанн, была обитель во имя святого Илии на берегу Иордана. Затем подвижник вынужден был покинуть обитель и на несколько лет отправился в Египет для борьбы с монофизитской ересью. В конце VI века он вернулся в Палестину, поселившись в лавре преподобного Феодосия Великого. Здесь преподобный Иоанн Мосх познакомился со своим знаменитым учеником Софронием, будущим патриархом Иерусалимским.

В монастыре они узнали о великих подвижниках и решили посетить и другие знаменитые обители Востока, чтобы побеседовать с опытными старцами. Их путешествие продолжалось десятки лет. Они обошли обители Палестины, Антиохии, побывали на горе Синай, посетили отшельников в Египетской пустыне, поклонились святыням Константинополя и вместе отправились в Рим.

В Риме преподобный Иоанн Мосх провел последние два года своей жизни. Он систематизировал и привел в порядок свои многочисленные записи о подвижниках, с которыми им довелось встретиться на протяжении своего поистине великого странствия. Так появился на свет «Луг духовный», который подвижник посвятил своему «верному чаду» Софронию.

Читатель «Луга духовного» с первых страниц, посвященных описанию святой жизни древних палестинских и египетских подвижников, будет захвачен особой атмосферой простоты, безыскусности и в то же время величия нравов людей, полностью посвятивших себя служению Христу. Некоторые рассказы очень коротки и лаконичны: «Пятьдесят лет подвизался великий старец в своей пещере: не пил вина, не ел хлеба, а только отруби и три раза в неделю приобщался». Чтобы понять величие такой жизни, и тем более извлечь из нее урок, нужен труд не только писателя, но и читателя.

«Луг духовный» имеет большое значение не только в нравственно-аскетическом, но и догматическом, историческом отношении. Главы «Жизнь инока, подвизавшегося на Елеонской горе, и о почитании образа Пресвятой Богородицы» и «Жизнь отшельника Иоанна, обитавшего в пещере близ Соха» были прочитаны на Седьмом Вселенском Соборе в подтверждение догмата иконопочитания. Преподобный Иоанн и его ученик обошли Египет и Палестину незадолго до разрушительного арабского нашествия, которое стерло с лица земли многие обители и на столетия поработило христианский Восток. Читая эту книгу, мы можем представить себе, как цвело в этих землях христианство.

Однако не только о подвигах и высокой жизни рассказывает преподобный Иоанн своим слушателям и читателям. Не скрывает он и падений, и греховных помыслов отцов, для того чтобы слушатели могли извлечь духовный урок и усилить собственное покаяние. «Луг духовный» — не поляна для отдыха и почивания на лаврах, а поле брани, на котором и победителем, и побежденным может оказаться каждый.

Как можем мы применить пример древних подвижников к нашей жизни? И, конечно, нам невозможно, да и не нужно воспроизводить устав древнего аскета-отшельника в своей семье. Но хотя бы немного поревновать о более собранной, более внимательной жизни, прочтя эти рассказы, может каждый. Ведь как писал еще древнегреческий философ Плутарх, ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь.

Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

9 декабря 2016 г. 26 ноября ст.ст. пятница. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Святитель Иннокентий Иркутский
Святитель Иннокентий Иркутский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Алипия столпника (640). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОсвящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Совершается служба с полиелеемСвт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Прп. Иакова отшельника Сирийского (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V-VI). Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Тим. 1, 1-2. 8-15; Лк. 19, 12-28). Притча о десяти минах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все - Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в св. таинствах: это мина - и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е. , или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале, Господь и над многим тебя поставит.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Совершено Великое освящение храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска
Все фоторепортажи