Цветы добродетели с «Луга духовного»

Цветы добродетели с «Луга духовного»

Святые отцы называют Великий пост странствием, полным трудов и лишений. Цель этого странствия — радость Воскресения Христова. Но для того, чтобы стать соучастниками пасхальной радости, нужен духовный труд. В этом очень помогает чтение святоотеческих книг. Одна из таких книг, которые можно посоветовать для чтения во время Великого поста,— «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха.

Книга Иоанна Мосха не содержит в себе подробных сведений о церковной истории, богословии или длинных рассуждений об аскетике. В ней собраны живые и удивительно простые рассказы о епископах, великих старцах, отшельниках Палестины и Египта, которые своей жизнью создавали историю, на практике обучались аскетике.

Иоанн Мосх родился, предположительно, в Дамаске. О его детстве и юности сведений не сохранилось. Известно, что первым монастырем, в который поступил преподобный Иоанн, была обитель во имя святого Илии на берегу Иордана. Затем подвижник вынужден был покинуть обитель и на несколько лет отправился в Египет для борьбы с монофизитской ересью. В конце VI века он вернулся в Палестину, поселившись в лавре преподобного Феодосия Великого. Здесь преподобный Иоанн Мосх познакомился со своим знаменитым учеником Софронием, будущим патриархом Иерусалимским.

В монастыре они узнали о великих подвижниках и решили посетить и другие знаменитые обители Востока, чтобы побеседовать с опытными старцами. Их путешествие продолжалось десятки лет. Они обошли обители Палестины, Антиохии, побывали на горе Синай, посетили отшельников в Египетской пустыне, поклонились святыням Константинополя и вместе отправились в Рим.

В Риме преподобный Иоанн Мосх провел последние два года своей жизни. Он систематизировал и привел в порядок свои многочисленные записи о подвижниках, с которыми им довелось встретиться на протяжении своего поистине великого странствия. Так появился на свет «Луг духовный», который подвижник посвятил своему «верному чаду» Софронию.

Читатель «Луга духовного» с первых страниц, посвященных описанию святой жизни древних палестинских и египетских подвижников, будет захвачен особой атмосферой простоты, безыскусности и в то же время величия нравов людей, полностью посвятивших себя служению Христу. Некоторые рассказы очень коротки и лаконичны: «Пятьдесят лет подвизался великий старец в своей пещере: не пил вина, не ел хлеба, а только отруби и три раза в неделю приобщался». Чтобы понять величие такой жизни, и тем более извлечь из нее урок, нужен труд не только писателя, но и читателя.

«Луг духовный» имеет большое значение не только в нравственно-аскетическом, но и догматическом, историческом отношении. Главы «Жизнь инока, подвизавшегося на Елеонской горе, и о почитании образа Пресвятой Богородицы» и «Жизнь отшельника Иоанна, обитавшего в пещере близ Соха» были прочитаны на Седьмом Вселенском Соборе в подтверждение догмата иконопочитания. Преподобный Иоанн и его ученик обошли Египет и Палестину незадолго до разрушительного арабского нашествия, которое стерло с лица земли многие обители и на столетия поработило христианский Восток. Читая эту книгу, мы можем представить себе, как цвело в этих землях христианство.

Однако не только о подвигах и высокой жизни рассказывает преподобный Иоанн своим слушателям и читателям. Не скрывает он и падений, и греховных помыслов отцов, для того чтобы слушатели могли извлечь духовный урок и усилить собственное покаяние. «Луг духовный» — не поляна для отдыха и почивания на лаврах, а поле брани, на котором и победителем, и побежденным может оказаться каждый.

Как можем мы применить пример древних подвижников к нашей жизни? И, конечно, нам невозможно, да и не нужно воспроизводить устав древнего аскета-отшельника в своей семье. Но хотя бы немного поревновать о более собранной, более внимательной жизни, прочтя эти рассказы, может каждый. Ведь как писал еще древнегреческий философ Плутарх, ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь.

Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 октября 2017 г. 9 октября ст.ст. воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи