Молитва за Отечество

Молитва за Отечество

Преподобный Серафим Вырицкий прожил удивительную жизнь, пройдя путь от богатого купца и щедрого мецената до известного старца и утешителя. Память о нем благоговейно почитается православными христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России и за ее пределами.

Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. Родители его были крестьянами. На сороковом году жизни скончался от чахотки глава семьи, и Василий остался с больной матерью. Он отправился на заработки в столицу, где с помощью одного доброго человека из сельчан устроился в купеческую лавку. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.

Отправившись в Александро-Невскую Лавру, он получил благословение лаврского схимника создать семью, воспитать детей, после чего оставшуюся жизнь — вместе с супругой — посвятить монашеской жизни. Василий принял благословение схимника как от Самого Господа. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой.

Будучи очень способным, во время работы в лавке купца он сам выучился грамоте и уже к 17 годам стал старшим приказчиком. Супруга Василия, Ольга Ивановна, как и он, происходила из крестьянской семьи, мечтала о монашестве, но тоже получила благословение на создание семьи. После женитьбы Василий Николаевич стал торговать пушниной, да так успешно, что стал одним из крупнейших мехоторговцев столицы. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него лишь необходимым средством для помощи Церкви и ближним. В доме Муравьевых в Казачьем переулке постоянно жили одинокие люди, которых он переводил к себе из казенных больниц. Иной раз, видя, как муж жертвует большие суммы на дела милосердия, супруге казалось, что Василий сознательно пытается разориться. Но его дела по-прежнему процветали.

В 1920 году Василий Николаевич, раздав большую часть своего состояния по церквям и монастырям, был принят в братство Александро-Невской Лавры и в том же году пострижен в монашество с именем Варнава. Постриг супруги Муравьевы приняли в один день: 16 октября 1920 года.

В 1927 году отец Варнава принял схиму с именем Серафим, в честь глубоко почитаемого им преподобного Серафима Саровского. Пред схимой 40 дней он не вкушал пищи.

Время старческого служения подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому), что он станет Патриархом всея Руси, что в России будет страшная война и что после нее народ станет приходить к Богу и начнут открываться храмы.

В 1933 году старец поселился в Вырице и служил в деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская». Здесь у старца Серафима в полной мере раскрылся дар прозорливости, вдохновенной молитвы и чудотворений. Преподобный Серафим вел переписку с находящимися в тюрьмах, ссылках и лагерях, посылал продукты и деньги. Неоднократно в келье старца проводились обыски. Обычно приезжали ночью. Был случай, когда во время очередного визита НКВД больной старец Серафим, лежащий на постели, подозвал к себе одного чекиста, взял его за руку и, погладив ее, положил свою правую руку ему на голову, сказав: «Да простятся грехи твои, раб Божий». И сила любви победила. Чекист и его товарищи скоро удалились, испытывая к отцу Серафиму почти дружеские чувства.

Во время Великой Отечественной войны старец Серафим принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне пред иконой преподобного Серафима Саровского и молился, подражая своему небесному покровителю.

После войны в своем доме отец Серафим принимал огромное количество людей. Он теперь редко вставал с постели, но поток приходящих не уменьшался. Особенно много люди спрашивали о судьбе пропавших без вести родных. Старец отвечал, прозревая судьбу исчезнувших: «Молись как за живого» или «Молись о упокоении». Многие из тех, кто бывал у старца дома, вспоминают, что возле дома, где он жил, чувствовался необыкновенный аромат, даже воздух был особенным. Незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал, не просыпаясь, 12 суток. Когда он проснулся, то сказал своей келейнице, матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия». Перед кончиной отцу Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел ко Господу 3 апреля 1949 года. Три дня ко гробу праведника нескончаемым потоком шли люди. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, как у живого. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. С тех пор чудеса на могиле старца не прекращаются и по сей день.

1 октября 2000 года при большом стечении народа в вырицком храме было совершено торжественное богослужение, посвященное прославлению преподобного Серафима в сонме святых. К лику угодников Божиих старец был причтен решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Преподобный Серафим Вырицкий стал одним из самых почитаемых подвижников Русской Православной Церкви. Он прошел свой земной путь с твердым убеждением, что вне Православия нет спасения, нет воскресения и бессмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» — часто слышали ближние эти слова из уст блаженного старца.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи