Отец современного иночества

Отец современного иночества

Святитель Игнатий (Брянчанинов) — великий угодник Божий, снискавший у современных христиан особую любовь и почитание своими духовными произведениями. Трудными и премудрыми стезями вел Господь своего избранника по пути духовного совершенствования. И путь этот удивителен.

Родился будущий святитель 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и паломничеству по святым местам. В детские годы уже обнаружилась его исключительная религиозность.

В 1822 году в возрасте 15 лет он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище, где проявил незаурядные способности. Происхождение, воспитание, родственные связи молодого инженера открывали перед ним блестящую светскую карьеру. Брянчанинов был любимым чтецом и декламатором в доме президента Академии художеств и члена Государственного Совета А. Н. Оленина, своими поэтическими опытами он приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича.

Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храмов Божиих и изучением наук был занят юноша более всего. Стремление к монашеству не ослабело в нем с годами. В 1827 году после вторичного прошения он был уволен от военной службы. В этом же году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником.

Началась новая страница в жизни будущего епископа. В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем отцом Леонидом. 28 июня 1831 года в Вологодском Воскресенском соборе Дмитрий был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля — во иеромонаха.

6 января 1832 года иеромонах Игнатий был назначен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии. 28 января 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. 25 декабря 1833 года он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга с возведением в сан архимандрита. В должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни он трудился в течение 24 лет.

А трудиться было над чем. Троице-Сергиева пустынь находилась в очень грустном, ветхом состоянии. Немногочисленная братия не отличалась строгостью поведения. Новый настоятель с большим старанием и терпением взялся за капитальную перестройку монастырских зданий, благоустроение монашеского общежития и восстановление благолепия в богослужении. Все эти задачи были с большим успехом выполнены архимандритом Игнатием.

К многопопечительной деятельности настоятеля архимандрита Игнатия добавилось еще одно ответственное и трудное послушание. 22 июня 1838 года он был назначен благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. На этом поприще ему пришлось много потрудиться для наведения порядков среди братии Валаамской обители.

Между тем отец Игнатий тосковал по уединению, по аскетическим подвигам и вел самый суровый образ жизни. Но человеческая зависть и злоречие распространяли об архимандрите Игнатии разные нелепые слухи. Однажды к нему в гости приехал его давний друг отец Софония. Увидев обстановку парадных настоятельских покоев в Троице-Сергиевой пустыни, отец Софония с грустью спросил друга: «Что же, отец Игнатий? Где наши мечты о пустыни, о строгих подвигах и лишениях?». Отец Игнатий молча повел гостя в самую дальнюю комнату, и там отец Софония увидел одни пустые стены, икону с лампадой и рогожу на полу…

Изнуряемый тяжелыми недугами, архимандрит Игнатий просился на покой, но его просьбы оставались неисполненными. Самым продолжительным и благотворным был отпуск, полученный им в 1847 году и продолжавшийся в течение года. Все это время он провел на берегу Волги в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Возвращение из тихой обители в шумный Петербург представлялось отцу Игнатию «отвратительнейшею микстурою». Такое понимание отцом Игнатием его жизненного призвания соединялось с его постоянной мечтой об уединении. Но этим мечтам еще не суждено было осуществиться.

В 1857 году по представлению Петербургского митрополита Григория архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского. Хиротония состоялась 27 октября 1857 года в Петербургском Казанском соборе.

4 января 1858 года епископ Игнатий прибыл на место своего нового назначения. В тот период еще не закончена была Кавказская война, продолжалось заселение этого обширного края. Население было многонациональным и разноверным. Однако, несмотря на все трудности, владыка ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Он заботился об устроении богослужения и о нормальных отношениях духовенства и мирян.

В июле 1861 года он почувствовал полное изнеможение и невозможность продолжать управление епархией и подал прошение об увольнении на покой с определением ему места жительства в Николо-Бабаевском монастыре. Прошение его было удовлетворено 5 августа 1861 года, а в октябре того же года он приехал в избранную им пустынную обитель, которую получил в управление. Этой же обители суждено было стать его последним земным пристанищем. Епископ Игнатий, наконец, получил возможность полностью отдаться своему любимому делу — заняться духовно-аскетическими писаниями, продолжая питать свою душу молитвой и богомыслием. Но силы его все более оскудевали, и он решительно готовился к переходу в иной мир и говорил об этом окружающим.

16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи, владыка с большим трудом отслужил последнюю Литургию. Наступил воскресный день 30 апреля — Неделя святых жен-мироносиц. Владыка рано утром причастился Святых Таин в своей келье и по причине крайнего изнеможения прилег на постель с канонником в руках. Войдя к владыке перед благовестом к поздней Литургии, келейник нашел его уснувшим смертным сном. Лицо его сияло светлой радостью. Погребение святителя Игнатия было совершено по пасхальному чину.

Святитель Игнатий был прославлен в лике святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Мощи святителя почивают в Свято-Введенском соборе Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии.

Учитель покаяния

Святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из самых любимых духовных наставников нашего православного народа. Творения владыки исполнены глубочайшей духовной мудрости и рассуждения. И эта библейская глубина его книг — плод святой жизни.

За великие труды на ниве Христовой этот знаменитый подвижник по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Он объясняет смысл таких слов, как «покаяние», «молитва», примирение с ближним, терпение скорбей.

Богомудрый учитель и духовный врач даровал нам в своих сочинениях много душеполезных рецептов, и среди них основной, без которого все тщетно, — покаяние. К кому, как не к нам, живущим сегодня в мире страстей и пороков, обращены горячие призывы пророка покаяния: «О, странники земные! О, вы все, влекущиеся по широкому пути, при не умолкающем шуме земных попечений, развлечений, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому — к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно держащее вас в плену! …Забыт Бог! Покайтесь! Изменят, братие, непременно изменят нам вся тленныя блага: богачам изменит их богатство, славным слава, юным юность, мудрецам мудрость. Только одно истинное благо вечно — это богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Только Им через покаяние можно спастись».

В возрасте 20 лет будущий святитель написал по послушанию свои первые духовные произведения: «Некоторые советы к сохранению Заповедей Господних» и «Жизнеописание схимонаха Феодора». С этого времени он берет на себя подвиг духовного писательства. Большая часть его духовных творений была создана в Троице-Сергиевой пустыни, во время пребывания на Ставропольской кафедре, в Николо-Бабаевском монастыре, на Волге, во время отдыха в 1847 году и на покое с 1861 по 1867 год.

Причину духовного воздействия «Аскетических опытов» (так называются первые две книги его духовного наследия) он видит не в себе, не в своем таланте, а в Боге: «Это не мое сочинение. Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам».

Будучи на Ставропольской кафедре, он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 году. Здесь же написаны: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери» (написано в связи с новым догматом Католической Церкви о непорочном зачатии Богородицы).

В Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии он написал многие известные сочинения: «Слово о смерти», «Отечник», продолжал переписку с духовными детьми. Также к трудам святителя относятся: сочинения «Аскетическая проповедь» в 6 томах, «О покаянии», «Письма преосвященного к близким ему лицам», «Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния», «Приготовление к Таинствам исповеди и Святого Причастия» и др.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) с детских лет задумывался о вечности. Он говорил: «Вечность смотрит мне в сердце». И всю свою жизнь готовился к этому, ощущая ее законы. В своих замечательных творениях духоносный учитель призывает нас почаще заглядывать в свое сердце, испытывать свою совесть, сверять свои дела и поступки с указанными нам в Евангелии заповедями Божиими и творениями святых отцов Православной Церкви. И тогда вечность для нас будет не страшна, а желанна, потому что перейдем мы туда для вечной радости и блаженства.

Наталия Бондаренко


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

9 декабря 2016 г. 26 ноября ст.ст. пятница. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Святитель Иннокентий Иркутский
Святитель Иннокентий Иркутский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Алипия столпника (640). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОсвящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Совершается служба с полиелеемСвт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Прп. Иакова отшельника Сирийского (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V-VI). Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Тим. 1, 1-2. 8-15; Лк. 19, 12-28). Притча о десяти минах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все - Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в св. таинствах: это мина - и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е. , или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале, Господь и над многим тебя поставит.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Совершено Великое освящение храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска
Все фоторепортажи