Богородичные образы

Богородичные образы

Сегодня мы продолжаем рубрику, рассказывающую о коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, которая по праву считается одним из лучших собраний икон в мире. И наш сегодняшний рассказ — о Владимирской иконе Божией Матери, к которой в отличие от остальных экспонатов всегда можно приложиться, и об иконе Божией Матери «Великая Панагия» («Оранта»).

Владимирская икона Божией Матери

Согласно преданию, Владимирская икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Причем авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что икона эта является списком с иконы, писанной когда-то евангелистом.

Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. А затем сын Юрия Долгорукова — благоверный князь Андрей Боголюбский — забрал икону Богоматери и перевез во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование).

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, действующий и в наши дни.

В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый запасной, список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором, где образ находится и по сей день.

На иконе Пресвятая Богородица прижимает к Себе сидящего на Ее правой руке Сына. Подняв округлое лицо, Он припал к щеке склонившейся Матери и обнял Ее за шею. Правая рука Младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Левая нога Младенца согнута так, что видна подошва ступни (эта деталь стала непременным атрибутом иконографии Владимирской иконы Богоматери с XV века).

Владимирская икона, по данным реставрационных работ 1918 года, была записана четыре раза: в первой половине XIII века, после Батыева разорения; в начале XV века; в 1514 году, во время работ по украшению московского Успенского собора, и, наконец, в 1896 году реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым. Лики, в отличие от остальных частей иконы, были записаны без наложения нового слоя левкаса, непосредственно поверх старой олифы, что способствовало их сохранности.

К древнейшей живописи относится изображение лика Богородицы и Младенца Христа, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, а также остатки золотого фона с фрагментами надписи: «МР..У».

Лик Богородицы выполнен прозрачной розоватой охрой. Едва проступающий темный румянец сливается со всей цветовой гаммой. Богатые разнообразными оттенками прозрачные слои красной краски лежат на щеках, лбу, веках, бровях, вдоль носа и на подбородке. Глаза светло-коричневые, с красной слезницей. Губы написаны киноварью трех оттенков.

Лик Младенца выполнен также охрой, но с добавлением белил. Красноватые прозрачные тона округляют овал его лица, щеку и подбородок. На кончике носа и на губах положены мазки темной киновари, отмечающей также слезницы. Более светлая, чем у Матери, цветовая гамма передает детскую белизну кожи лица, маленькой кисти левой руки и части правой руки, лежащей поверх темной материнской одежды. Глаза Иисуса исполнены коричневыми и зелеными тонами. Над выпуклым лбом сохранились светло-каштановые волосы.

Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых.jpgНа оборотной стороне иконы написан престол уготованный с орудиями Страстей Христовых. На престоле изображены синие гвозди, книга с синим обрезом и золотой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями крышкой, а также охряной терновый венец. Белый голубь с золотым нимбом и красными лапками стоит на книге. Над престолом возвышается оливково-зеленый в два тона крест, копье с синим острием и трость.

Престол на обороте Владимирской иконы по рисунку, колориту и орнаментации схож с изображением престола в «Раздаянии вина» из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, связанного с последним этапом творчества преподобного Андрея Рублева.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта»)

Богоматерь Великая Панагия.jpgСоздание этого образа, по мнению искусствоведов, относится к первой трети XIII века. Иконография, получившая известность под названием «Оранты», являлась одним из распространенных константинопольских типов Марии Влахернитиссы (римское изображение Богоматери IV века). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение» — оно передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета — пророчество Исайи: Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил (Ис. 7, 14) и из Нового Завета — слова Архангела Гавриила: Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

В композицию иконы включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец — коврик под ногами Марии, какие используют в архиерейском богослужении. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке и предстоит Богу за весь род человеческий.

В верхних углах иконы расположены Архангелы в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Богоматерь до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами мафория придает Ее фигуре своеобразную статичность. Ноги Богоматери, подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции скрытое движение. Этому же служит и то, что взор Богоматери слегка раскосый, а Архангелы в кругах (в особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы откинулись назад. На лбу и плечах Богоматери — золотые фибулы-квадрифолии с жемчужинами.

В покрытых золотом одеждах Еммануила и Архангелов чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. Фон без позема и поля золотые. На фоне уцелели фрагменты киноварных надписей.

Икона выполнена на липовой доске. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы — отверстия для деревянных гвоздей. Образ был обнаружен в 1919 году в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле.

Христина Добрынина

При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи

Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.


Словарь иконописца

А́ссист (лат. assist — «присутствующий») — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях Ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизируют присутствие Божественного света.

Еммануил (ивр. עמנואל‎ — «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.

Квадрифолий — орнамент в виде креста, вписанного в квадрат.

Левкас (от греч. leukós — белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. это название сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею.

Мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

Санкирь — в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела

Фибула — металлическая застежка для одежды.


Паломнику

Адрес храма во имя святителя Николая в Толмачах: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, д. 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма). Станции метро «Третьяковская» или «Полянка».



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи