«Встреча» на Саратовской земле

«Встреча» на Саратовской земле

Уже семь лет в нашем культурном пространстве существует Международный Сретенский фестиваль православного кино «Встреча». И уже четыре года Саратовская область открывает свои кинозалы для показа фильмов — призеров и участников фестиваля. Все эти годы к нам приезжает и президент фестиваля монахиня София (Ищенко). Она с удовольствием общается со зрителями — школьниками, студентами вузов, семинаристами. В этом году в рамках IV фестиваля православного кино, которое проводило Министерство культуры Саратовской области с 21 по 24 мая, прошли мероприятия в Саратове, Покровске (Энгельсе), Вольске и Балашове. Фестиваль, как обычно, был приурочен к празднованию Дней славянской письменности и культуры.

 С детьми о главном

Наше знакомство с матушкой Софией произошло за чаем: пока в зале кинотеатра «Пионер» школьники Саратова и воспитанники воскресной школы Свято-Ильинского храма Покровска просматривали французский фильм «Пеликан», мы общались с гостьей.

— Вы обратили внимание, как внимательно смотрят дети? А ведь в фильме нет ничего привычного современным школьникам — ни стрельбы, ни спецэффектов — просто трогательные отношения мальчика и птицы, — заметила матушка София.

— Почему призером православного фестиваля стал французский фильм, в котором нет речи ни о Боге, ни о жизни Церкви?

— Это настоящее высокое искусство: фильм не говорит о Боге прямо, в лоб, но он просто пронизан ощущением Его присутствия в нашей жизни.

— Очень радостно слышать это — всегда пугает, когда люди начинают мерить искусство по принципу «православности», и тогда многое, что было всем нам дорого когда-то, вдруг оказывается «неправославным»… Даже и Пушкин, и Чехов. Вот «Евгений Онегин» — это православная литература, как по-Вашему?

— Конечно, о любом произведении, если оно отвечает трем критериям — христоцентричности (то есть побуждает к поискам Бога), христианской этики и христианской эстетики, — можно сказать, что оно православное. В этом смысле «Онегин» — очень даже православный роман. Там есть идея верности, жертвенности, послушания, покорности воле Бога…

— А почему именно кино стало делом Вашего служения?

— Кино — мощнейший инструмент воздействия на души людей. Хороший фильм — это проповедь христианского образа жизни, причем эта проповедь использует и слово, и звук, и цвет — с помощью разных видов искусств рассказывает о нашей жизни, а главное — о мире духовном. Кроме того, совместный просмотр фильма предполагает общение — обсуждение, знакомство людей друг с другом.

— Фестиваль «Встреча» — не единственный фестиваль православного кино…

— Да, слава Богу, это так, ведь очень важно — постараться максимально заполнить информационное пространство фильмами, способными формировать человеческую душу, воспитывать ее на высоких — христианских — идеалах. Альтернатива тому кошмару, который выливается на наших детей, да и на взрослых с экранов кино, телевидения, просто жизненно необходима. И вы знаете, оказывается, потребность в хорошем, человечном кино — очень велика. Вот недавно мы показывали в МГУ добрый фильм «Щенок», и студенты после просмотра говорили нам: «Да, вот это наше кино».

— Значит, мнение, что спрос рождает предложение, то есть антихристианское, да и просто антихудожественное кино, заполонившее большую часть информационного пространства, востребовано современной молодежью, — это миф?

— Это ложь. Душа человека ведь христианка, она жаждет высокого, красивого, она ищет Истину…

Nicostratos_le_pelican_custom-16222620022012.jpgПока мы общались с матушкой Софией, закончился просмотр фильма «Пеликан», и мы поспешили навстречу детям, выходящим из зрительного зала в фойе. Они и подтвердили только что сказанное матушкой. Ребята были притихшие, у кого-то я заметила покрасневшие от слез глаза, но лица у всех были просветленные.

— Ну, что, вам понравился фильм? — обратилась к школьникам матушка.

— Да, очень, — ответил кто-то.

— А что больше всего понравилось?

— Пеликан… Понравилось, как фильм закончился, — дети отвечали сдержанно, было видно, что большинство еще находится под впечатлением от увиденного.

— Тогда скажите, это же лучше, чем «Дом-2»? — не унималась матушка.

Этот вопрос моментально вернул ребят на нашу грешную землю, и фойе кинотеатра огласилось оглушительным «Да-а-а!!».

Фильм как проповедь

Монахиня София (Ищенко) приняла монашеский постриг 8 лет назад в Шамординском монастыре. По образованию она педагог-психолог, а педагогический стаж матушки насчитывает 32 года, то есть проблемы детства и юношества — это область ее профессиональной деятельности в миру. Поэтому, наверное, неслучайно, что вскоре после пострига она получила послушание служить в духовно-просветительском центре «Вера, Надежда, Любовь».

В настоящее время матушка является его директором. Центр занимается организацией крупных всероссийских мероприятий, одним из которых является Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча». По благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента матушка София назначена президентом этого фестиваля. За деятельность в области образования и культуры монахиня София (Ищенко) награждена Орденом равноапостольной княгини Ольги. С этого года является также организатором кинофестиваля «Православный паломник».

В 2009 году монахиня София принимала участие в мероприятиях, посвященных празднованию Дня славянской письменности и культуры в г. Саратове. Матушка София побывала в школах г. Саратова, посетила киномероприятие в 3-й клинической больнице, выезжала в детскую подростковую колонию г. Покровска (Энгельса), выступала на закрытии Фестиваля православного кино в г. Петровске.

28 мая 2010 года закрытие Фестиваля православного кино с участием монахини Софии (Ищенко) проходило на открытой площадке перед зданием Свято-Ильинской церкви г. Покровска (Энгельса).

Старое и новое кино

С 2010 года по приглашению монахини Софии директор ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр» Ирина Тимофеевна Бережная и сотрудники киновидеоцентра принимают участие в работе Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча». В 2011 и 2012 годах директор киновидеоцентра являлась членом жюри этого фестиваля.

С 2009 года монахиня София безвозмездно предоставляет DVD-диски и видеокассеты с фильмами-участниками и победителями Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча», которые киновидеоцентр использует в своей работе по пропаганде российского православного кино.

Большая творческая и человеческая дружба связывает матушку Софию с сотрудниками Саратовского киновидеоцентра, которые очень заинтересованно относятся к возможности реализовывать миссионерские проекты с участием фильмов-участников православных кинофестивалей. Ирина Тимофеевна со своими помощниками охотно сотрудничает с епархиями нашей митрополии. Так, в мае Ирина Тимофеевна заключила договор о дальнейшем взаимодействии с духовно-просветительским центром, что работает при храме во имя святого пророка Илии в г. Покровске (Энгельсе). Уже не первый год киновидеоцентр предоставляет видеоматериалы для просмотра в воскресной школе Ильинского храма.

ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр» и пять его филиалов (в Аткарске, Балашове, Вольске, Пугачеве и Саратове) организуют кинопоказ и кинопрокат в домах кино, центрах кино и досуга муниципальных районов области. Фильмофонд, насчитывающий 18 980 фильмокопий, среди которых художественные, хроникально-документальные и анимационные фильмы, позволяет вести большую просветительскую деятельность.

В фонде есть раритетные копии, например «Броненосец Потемкин» 1925 года или художественный фильм «Строится мост» 1967 года — о строительстве одного из символов нашего города — моста через Волгу.

В Саратове работает кинозал «На Рижской», в котором ряд киноклубов проводит мероприятия для учащихся школ и вузов города, реализует интересные проекты для поклонников кинематографа.

К кинопросветительской деятельности в центре относятся очень творчески, что позволяет руководителям детских образовательных учреждений активно использовать этот ресурс в работе с детьми. Киноклубы и кинолектории, работающие в видеоцентре, позволяют придавать особую выразительность и яркость мероприятиям, посвященным, например, патриотическому воспитанию или пропаганде здорового образа жизни.

Думаю, что и воскресные школы наших епархий будут все больше использовать те возможности духовно-просветительской работы, которые предоставляет нам мир кинематографа.

Елена ГААЗЕ



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи