К Преподобному

К Преподобному

Иван Александрович Ильин писал в книге «О тьме и просветлении»: «Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа... Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас – оставить привычное и уйти в необычное, сменить ветхое на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?»

Самое душевное дело

Эти слова И.А. Ильина посвящены автобиографической повести Ивана Шмелева «Богомолье», написанной в 1931 году. Совсем небольшое, но удивительно емкое и глубокое произведение повествует о паломничестве шестилетнего Вани, плотника Горкина, старого кучера Антипа, богатыря Феди-бараночника, Домны Панферовны с внучкой Анюткой из Замоскворечья в Троице-Сергиеву Лавру. «Потрудиться для Преподобного Сергия». Сюжет соткан из дорожных эпизодов, свидетелем которых становится Ваня, из описания судеб богомольцев.

Герои идут на богомолье из Замоскворечья в Троице-Сергиеву Лавру, потому что «самое душевное это дело – на богомолье сходить. И на дворе, и по всей даже улице известно, что мы идем к Сергию Преподобному, пешком. Все завидуют, говорят: “Эх, и я бы за вами увязался, да не на кого Москву оставить!”».

Можно конечно и по железной дороге доехать, «по машине», но Горкин говорит: «А мы пойдем себе полегонечку, с лесочка на лесочек, по тропочкам, по лужкам, по деревенькам, – всего увидим. Захотел отдохнуть – присел. А кругом все народ крещеный, идет-идет. А теперь земляника самая, всякие цветы, птички тебе поют… – с машиной не поравнять никак».

И вот ранним солнечным утром начинается Ванино богомолье. Он на возочке, легоньком да красивом; остальные пешком. «Мы – на святой дороге, и теперь мы другие, богомольцы. И все кажется мне особенным. Небо – как на святых картинках, чудесного голубого цвета, такое радостное. Мягкая, пыльная дорога, с травкой по сторонам, не простая дорога, а святая: называется – Троицкая. И люди ласковые такие, все поминают Господа: “Довел бы Господь к Угоднику”, “Пошли вам Господи!” – будто мы все родные».

Сияющий, радостный мир вокруг. Как на картине Сергея Арсеньевича Виноградова «К Преподобному». Идут издалече богомолки по знойной пыльной дороге. Идут в пестрых платьях и ярких платках, с корзинами и мешками за спиной. Путь труден и долог. А над ними высокое летнее небо. Воздух наполнен ароматом луговых трав. Там, на горизонте, уже появились очертания храма.

Мир этих впечатлений был близок и понятен художнику. Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938 гг.) родился в семье сельского священника. Окончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где увлекся рисованием, и решил посвятить свою жизнь искусству. Современники называли его «мастером солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей. Этим солнечным светом, летним зноем пропитан и путь богомольцев в повести Ивана Шмелева.

«К Троице»

Движение в повести медленное, неспешное: именно так, неторопливо, ходили русские паломники с незапамятных времен. И постепенно, шаг за шагом, перед маленьким героем Шмелева открывается большой, ранее незнакомый ему мир. Дорожные сцены сменяют одна другую, писатель создает напряжение в движении сюжета, выделив судьбы трех богомольцев, ищущих помощи от преподобного Сергия: парализованного парня Михаила, немой «молодухи» из Рязани, которая заспала своего первого младенца и с тех пор лишилась дара речи, и бараночника Феди, мечтающего об иночестве. И каждый из них получает помощь и ответы на мучающие их вопросы. Прослеживая путь богомольцев в Троице-Сергиеву Лавру, Шмелев постоянно напоминает, что возвышенное, духовно значимое в жизни человека сосуществует с повседневным, земным.

Удивительные лица богомольцев, сосредоточенные на цели пути, исполненные надежды и веры, видим мы на картине Сергея Алексеевича Коровина «К Троице». Вновь дорога широкая и многолюдная. Три человеческих судьбы выхвачены художником из реки паломников. С чем и откуда идут они в обитель? О чем возносят молитвы? Какова их судьба? Мы не знаем, но верим, что они достигнут цели пути и будут утешены.

На своем пути богомольцы встречают множество людей, сталкиваются с разными жизненными историями и ситуациями, с горем и радостью, чудом и лицезрением человеческих слабостей; удостаиваются они встречи с известным старцем Варнавой Гефсиманским, который благословил их – каждого по-своему и на свое дело.

Есть и еще один герой в повести И.С. Шмелева – сам преподобный Сергий Радонежский. Повествование о хождении к Сергию постоянно сопровождается упоминанием о житии святого. Богомольцы не только помнят житие святого, они знают его в подробностях. Житие преподобного Сергия Радонежского не дается целиком в какой-либо части повести; оно словно растворено в повествовании, включается в него эпизодами, цитатами, отдельными фразами, упоминанием имени святого.

Мальчик Ваня воспринимает путешествие к Преподобному как необыкновенное, увлекательное, полное чудес приключение, имеющее и высокий духовный смысл, который маленький герой чувствует непосредственно – через слова богомольцев, понимая, что все совершаемое гораздо больше того, что можно видеть и чувствовать.

«Купола и ласточки»

Богомольцы приближаются к Лавре. «Радостная во мне тревога. Троица сейчас… какая она, Троица? Золотая и вся в цветах? Будто дремучий бор, и большая-большая церковь, и над нею, на облачке, золотая икона – Троица. Спрашиваю у Горкина, а он только и говорит: “А вот увидишь”.

Я спрашиваю – да где же Троица?! Горкин не слышит, крестится. Антипушка говорит:

– Да вон она, вся тут и есть Троица!

Я тяну Горкина за рукав. Он утирает слезы, прихватывает меня, радуется, плачет и говорит-шепчет:

– Дошли мы с тобой до Троицы, соколик… довел Господь. Троица… вон она… вся тут и Троица, округ колокольни-то, за стенами… владение большое, самая Лавра-Троица. Во-он, гляди… от колокольни-то в левой руке-то будет, одна главка золотенька… самая Троица тут Живоначальная наша… соборик самый, мощи там Преподобного Сергия Радонежского, его соборик. А поправей колокольни, повыше-то соборика, главки сини… это собор Успенья. А это – посад, домики-то под Лаврой… Сергиев посад зовется. А звон-то, звон-то какой, косатик… покойный, ва-жный… Ах, красота Господня!..

В Святых Воротах сумрак и холодок, а дальше – слепит от света: за колокольней – солнце, глядит в пролет, и виден черный огромный колокол, будто висит на солнце. От благовеста-гула дрожит земля. Я вижу церкви – белые, голубые, розовые – на широком просторе, в звоне. И все, кажется мне, звонят. Ясно светят кресты на небе, сквозные, легкие. Реют ласточки и стрижи».

Красоту Божьего мира и чудное ощущение полета передает Константин Федорович Юон (1875-1958 гг.) в работе «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры», которая была написана в 1921 году. К моменту создания картины Лавра была уже год как закрыта. Юон очень любил Сергиев Посад, неоднократно туда приезжал, подолгу жил, написал множество видов. По его словам, в Сергиевом Посаде он нашел «всё, что искал» – искал в природе и любил в жизни.

Очень трогательной и достоверной кажется тень от креста, падающая на центральный золоченый купол. Остальные купола белые с золотыми звездами (сейчас купола Успенского собора, как и во время написания повести, синие).

Зрителя завораживает огромное небо, его чистота и лазурь – особое, юоновское, бескрайнее небо, в котором кружит множество ласточек. И от этого почему-то радостно и светло на душе, словно солнце (не видное нам, но явственно присутствующее на картине) будет всегда, а жизнь бесконечна. И художник дарит зрителю эту ликующую, почти детскую, радость бытия. Такую похожую на радость детского сердца богомольца Вани.

«Трапеза богомольцев»

«В монастыре, у Троице-Сергия, три дня кормят задаром всех бедных богомольцев, сколько ни приходи», – говорит спутникам опытный Горкин.

В 1880-х годах художник Константин Егорович Маковский, автор исторических картин, создал картину под названием «Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой Лавре». На этом полотне изображены богомольцы, приехавшие в Лавру на 500-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В этот день, как утверждают исторические документы, в Лавре вкусили трапезу десять тысяч человек.

И наш богомолец Ваня со спутниками напились всласть душистого монастырского кваску и получили «на дорожку» ломоть монастырского хлеба. «Вкусили по кусочку, и стало весело - будто Преподобный нас угостил гостинчиком. И веселые мы пошли».

«Незримый с нами»

Богомольцы идут обратно, «отрадовались», Ване грустно. «Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились… — говорит Горкин молитвенно. – Будто теперь и скушно, без Преподобного… а он, батюшка, незримый с нами».

Художники, посвятившие свои полотна Троице-Сергиевой Лавре, жили в разное время, имели различные политические убеждения, относились к разным художественным школам и не были знакомы с книгой Ивана Шмелева (все эти картины созданы задолго до написания повести). Но как точно передают они чистое, детское восприятие прикосновения души к истинной святости.

Подготовила Оксана Баландина


Картина на заставке – Юон К.Ф. «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры». 1921 год


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи