Вечный образ

Вечный образ

В Энгельсском краеведческом музее 12 октября открывается выставка русских Богородичных икон XVIII — начала XX века «Вечный образ», посвященная празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это совместный проект Энгельсского краеведческого музея, Покровской и Николаевской епархии и Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. О создании выставки, о ее экспонатах рассказывает главный хранитель краеведческого музея Елена Николаевна Плахова.

Рождение выставки 

Идея создания совместной выставки, раскрывающей как духовную, так и творческую составляющую русской иконописи, родилась весной 2012 года во время посещения Епископом Покровским и Николаевским Пахомием Энгельсского краеведческого музея и знакомства с музейной коллекцией православных икон. Музейная выставка «Русская икона» натолкнула на идею совместного партнерства и культурного сотрудничества представителей Покровской епархии и учреждений культуры г. Энгельса и Энгельсского района с целью более широкого представления православного искусства. И первым результатом такого сотрудничества стала выставка «Вечный образ», открытие которой предваряет один из самых чтимых и любимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. 

Идея выставки заключалась в демонстрации своеобразия православных икон Покровской епархии по характеру письма, а также по типам и изводам Богородичных икон. 

Широкий хронологический спектр — от XVIII до начала XX века, техника рисунка — от греческого письма до академического, все основные иконографические типы Богородичных икон, к тому же различные изводы, а также старообрядческие иконы позволяют сформировать не только общее представление о русской иконописи, но и узнать об особенностях местных школ иконописи. 

С этой целью была организована комиссия, состоящая из сотрудников Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева Ирины Анатольевны Ильиной, заведующей сектором древнерусского искусства, Марины Игоревны Боровской, заведующей сектором графики, Ольги Николаевны Бельской, заведующей отделом музеефикации «Дом П. В. Кузнецова», а также Елены Вячеславовны Купцовой, иконописца из г. Москвы, и клирика Покровской епархии священника Алексея Савина. Эта комиссия совершила три поездки по епархии и отобрала 26 наиболее интересных в плане техники и состояния сохранности икон.
Все иконы находились в действующих храмах Покровска (Энгельса), Балакова, Николаевска (Пугачева) и были переданы в Энгельсский краеведческий музей не без трепета и волнения, но с пониманием важности идеи популяризации иконописи среди населения. 

Большинство представленных на выставке икон посвящены Богородице и праздникам, связанным с Нею. В художественном зале музея картины известного художника Якова Вебера, академика живописи, составлявшие экспозицию «Яков Вебер — певец Волги», сменили иконы, сохраняя атмосферу восхищения и преклонения перед талантом безымянных на сей раз авторов. 

Благословение Святой Горы 

Среди разнообразия образов особый интерес вызывают иконы так называемого афонского письма. Это тип иконы, сложившийся во второй половине XIX — XX веках на Святой Горе Афон. Афонская икона вобрала в себя традиции греческой иконописи византийского и поствизантийского периодов, подвергнутых переработке средствами тональной живописи нового времени. В России наиболее известны и распространены иконы, написанные в русских Ильинском и Андреевском скитах и русском Пантелеимоновском монастыре, о чем свидетельствуют часто встречающиеся надписи на оборотной стороне иконных досок. 

Так, на иконе Божией Матери «Иверская» из храма в честь Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева) есть надпись на доске следующего содержания: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской, в русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана для храма в благословение христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умиленно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1888 г.». 

На иконе «Скоропослушница» из того же храма в честь Воскресения Христова на доске другая надпись: «Сия святая икона Божией Матери „Скоропослушница” писана и освящена на Святой Афонской Горе в обители Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель схимонах Парфений с братиею. 1896 года октября месяца».
На иконах афонского письма мы видим крупный и обобщенный монументальный силуэт Богородицы, четко выделяющийся на золотом фоне, рисунок, не стремящийся к анатомической правильности, с укрупненными чертами ликов и силуэтами кистей рук. Это отмечается, например, на иконе Божией Матери «Иверская» из Свято-Троицкого храма г. Балаково, на которой кисти рук и ступни ног младенца Христа действительно укрупнены. 

Иконы афонского письма писались на досках крупного формата, паволокой часто служил среднезернистый холст, покрывавшийся лишь тонким слоем мелового грунта, так что сохранялась фактура полотняного переплетения, что сближает икону с картиной, написанной на холсте. 

Вместе с тем афонскую икону нельзя назвать подражательной и эклектичной, так как за те десятилетия, что были отпущены историей на создание и развитие афонской иконы, она стала самостоятельным религиозным и художественным феноменом, иконография образов восходит к древним образцам, где условные и нейтральные трактовки ликов максимально удалены от всякого подобия «портретности». 

Она легко узнаваема, так как многослойная масляная живопись позволяет передать некую динамичность в позе Богородицы и Младенца Христа, условная светотеневая моделировка с мягкими переходами тона придает лику Богородицы и Христа не отрешенность и сосредоточенность, а живое участие и желание ответить взглядом на взгляд, что создает впечатление полного их присутствия. 

Старообрядческие образы 

Ярким контрастом иконам афонского письма на выставке представлены старообрядческие иконы. Старообрядцы оказались на заволжских землях еще в XVII веке, много их поселений и монастырей находилось на реках Большой Иргиз, Медведица и др. После разгрома Иргиза в начале XIX века саратовское старообрядчество заново расцвело в губернских городах Вольске, Балаково и Хвалынске. Хвалынские скиты и монастыри действовали до революции, и до нас дошел широкий пласт произведений старообрядческой культуры. 

Старообрядческие иконы в целом продолжают традиции древнерусской иконы. Икона «Господь Вседержитель» из фондов краеведческого музея, датируемая второй половиной XIX века, икона «Неопалимая Купина» из Свято-Троицкого храма г. Балаково XIX века, икона Божией Матери «Знамение» из храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) и представляют старообрядческую икону. Лики на таких деревянных иконах обычно темные, техника письма примитивна, упрощена, но с явным подражанием греческому письму, на полях — обилие надписей или изображения святых. 

Старообрядческая «Четырехчастная икона с Распятием» из Свято-Троицкого храма г. Балаково конца XIX — начала XX века является одним из вариантов сызранского иконописания. Сызранская икона глубоко традиционна по своей сути. Она старается повторить лик древней иконы. Как правило, лики святых на сызранских иконах темные. Вообще, колорит достаточно темный. Сами сызранские иконописцы называли свое письмо греческим письмом. Они подчеркивали свою преемственность не только с Древней Русью, но и с Византией.

На этой иконе есть одна особенность, позволяющая отнести ее к сызранской школе. По границе ковчега идет широкая рамка, украшенная золотым узором, как правило, это изображение ромашки и трилистника. Вот эта рамочка — визитная карточка сызранских икон. Рамочки разные — тоненькие орнаментированные — использовались и в других местах. Но такая широкая черная рамка с хорошим орнаментом, звучащим, золотым, — это только Сызрань.
Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». На выставке представлена икона «Взыскание погибших» из музейной коллекции конца XIX века со вставкой меднолитной пластики с цветной глазурью. 

Светлая печаль Богородицы

икона Ты есть плоть моя. Храм Покрова Божией Матери г. Покровск( Энгельс).jpg Икона Божией Матери «Казанская» из Свято-Троицкого храма г. Балаково является не только одной из самых ранних на выставке, она датируется XVIII веком, но и одной из самых красивых. Ее вышитая риза с камнями и цветным узором и киот с виноградными лозами золотого колористического решения говорят о любви и особом почитании этой иконы на протяжении многих лет. 

Богородичные лики, такие разные по технике, манере письма, сохранности и формату, собранные и представленные в одном зале, все вместе и каждая в отдельности, дарят человеку всю свою красоту, нежность, достоинство и благородство. 

Светлая печаль Богородицы, которая так четко и рельефно показана именно в русской иконописи, печаль, исполненная душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, окрыляет и вдохновляет, рождает порыв хвалы и радости, и хочется оставаться долго-долго под надежной защитой любящего сердца, ясно сознавая, почему иконы Богородицы так трепетно любимы.
* * * 


Посетителю:

Выставка «Вечный образ» работает с 12 октября по 14 января с 10.00 до 17.00. Заказ экскурсий и справки по телефону: 8 (8452) 56–70–73 (культурно-образовательный отдел).


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи