Коллекция русских икон

Коллекция русских икон

В День православной книги в Энгельсском краеведческом музее прошло торжественное мероприятие «Православная книга — символ культуры». В его программу вошло посещение выставки «Русская икона». Об экспонатах этой выставки читателям нашей газеты рассказывает главный хранитель музея Елена Николаевна Плахова.

На выставке Энгельсского краеведческого музея «Русская икона» представлено 30 православных и 26 старообрядческих икон, крестов, складней. Эта коллекция из фондов музея показывается впервые. Иконы были атрибутированы специалистами реставрационной мастерской Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева под руководством А. Г. Моченцова. Тогда же выяснилось, что большинство икон датируются концом XIX — началом XX века.

Коллекция православных икон является одной из самых старинных в собрании музея. Она вызывает большой интерес посетителей, ведь за каждой из икон — история людей, а порой и целых семей.

На выставке можно увидеть иконы почитаемых в России святых: святителя Николая Чудотворца, пророка Иоанна Предтечи, пророка Илии. Они написаны со сценами жития и представляют собой «нарисованную книгу»: внимательно осмотрев икону, можно узнать многое о святом или пророке и его жизни. Такие иконы были необходимы людям, потому что не все в начале XX века были образованы и умели читать.

Конечно, каждая православная семья имела дома иконы Божией Матери. На выставке представлены иконы «Богоматерь Владимирская», «Казанская Богородица с предстоящими: Степанида и Алексей», образ Богородицы «Корсунская», «Покров Пресвятой Богородицы» и др.

На некоторых иконах вместе с Господом и Богородицей изображались иконописцем и разные святые: например, мученицы Варвара, Марина, Евдокия и др. Такие иконы специально писались на заказ, чтобы каждый член семьи помнил о своем небесном покровителе. Эти семейные иконы передавались из поколения в поколение, ими благословляли молодых на брак, новобранцев на войну, дарили на Крещение и с ними провожали в последний путь.

Коллекция музея формировалась на протяжении всего XX века. В 20–30-е годы в Покровске были закрыты все храмы, иконы оказались в семьях православных людей, которые их сберегли. Возможно, что представленные на выставке иконы принадлежали ранее православным храмам Покровской слободы, но таких данных у музейных сотрудников нет: музей в 1941 году был закрыт и документы того периода не сохранились.

Известно, что несколько икон были переданы в музей сотрудниками правоохранительных органов при конфискации на таможне, когда правонарушители пытались вывезти их из нашей страны. Но большая часть икон была передана жителями нашего города в середине XX века на вечное хранение в музей.

Так, икона «Господь Вседержитель» в окладе была передана в музей в 1980 году. Она передавалась по наследству в семье учителя средней школы с. Липовка Энгельсского района, и еще бабушка дарителя рассказывала ему, что помнила эту икону у своей бабушки.

Другая икона — «Спас поясной с предстоящими» в деревянной раме — также имеет интересную семейную историю. Этой иконой Петра Федоровича Панченко благословляла мать в важные периоды его жизни. Вероятно, что эта икона хранилась в семье еще с XIX века. А музею ее передала супруга Петра Федоровича — Клавдия Степановна Панченко, старожил города, свидетельница многих событий ХХ века.

Икона «Спас на троне с предстоящими и коленопреклоненными и с Саваофом в облаках» была передана жительницей города в 1977 году. Мы не знаем ее имени и причины передачи, но можем предположить, что эта икона также была семейной и передавалась из поколения в поколение.

На выставке каждый посетитель может познакомиться и со старообрядческими иконами, складнями, крестами, выполненными в интересной технике медного литья с цветной эмалью: белой, голубой, желтой. Старообрядцы оказались на заволжских землях еще в XVII веке, много их поселений и монастырей находилось на реках Большой Иргиз, Медведица и др. В начале XIX века саратовское старообрядчество развивается в губернских городах Вольске, Балаково и Хвалынске. Хвалынские скиты и монастыри действовали до 1917 года. До нас дошло множество произведений старообрядческой культуры. Об этой странице нашей истории многое может рассказать выставка нашего музея.

Выставка «Русская икона» работает в Энгельсском краеведческом музее уже второй год. Это большой срок для музейной выставки, но сотрудники приняли решение продлить ее работу, потому что интерес жителей и гостей города к ней только возрастает.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

16 августа 2017 г. 3 августа ст.ст. среда. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Антоний Римлянин
Преподобный Антоний Римлянин

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи