Коллекция русских икон

Коллекция русских икон

В День православной книги в Энгельсском краеведческом музее прошло торжественное мероприятие «Православная книга — символ культуры». В его программу вошло посещение выставки «Русская икона». Об экспонатах этой выставки читателям нашей газеты рассказывает главный хранитель музея Елена Николаевна Плахова.

На выставке Энгельсского краеведческого музея «Русская икона» представлено 30 православных и 26 старообрядческих икон, крестов, складней. Эта коллекция из фондов музея показывается впервые. Иконы были атрибутированы специалистами реставрационной мастерской Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева под руководством А. Г. Моченцова. Тогда же выяснилось, что большинство икон датируются концом XIX — началом XX века.

Коллекция православных икон является одной из самых старинных в собрании музея. Она вызывает большой интерес посетителей, ведь за каждой из икон — история людей, а порой и целых семей.

На выставке можно увидеть иконы почитаемых в России святых: святителя Николая Чудотворца, пророка Иоанна Предтечи, пророка Илии. Они написаны со сценами жития и представляют собой «нарисованную книгу»: внимательно осмотрев икону, можно узнать многое о святом или пророке и его жизни. Такие иконы были необходимы людям, потому что не все в начале XX века были образованы и умели читать.

Конечно, каждая православная семья имела дома иконы Божией Матери. На выставке представлены иконы «Богоматерь Владимирская», «Казанская Богородица с предстоящими: Степанида и Алексей», образ Богородицы «Корсунская», «Покров Пресвятой Богородицы» и др.

На некоторых иконах вместе с Господом и Богородицей изображались иконописцем и разные святые: например, мученицы Варвара, Марина, Евдокия и др. Такие иконы специально писались на заказ, чтобы каждый член семьи помнил о своем небесном покровителе. Эти семейные иконы передавались из поколения в поколение, ими благословляли молодых на брак, новобранцев на войну, дарили на Крещение и с ними провожали в последний путь.

Коллекция музея формировалась на протяжении всего XX века. В 20–30-е годы в Покровске были закрыты все храмы, иконы оказались в семьях православных людей, которые их сберегли. Возможно, что представленные на выставке иконы принадлежали ранее православным храмам Покровской слободы, но таких данных у музейных сотрудников нет: музей в 1941 году был закрыт и документы того периода не сохранились.

Известно, что несколько икон были переданы в музей сотрудниками правоохранительных органов при конфискации на таможне, когда правонарушители пытались вывезти их из нашей страны. Но большая часть икон была передана жителями нашего города в середине XX века на вечное хранение в музей.

Так, икона «Господь Вседержитель» в окладе была передана в музей в 1980 году. Она передавалась по наследству в семье учителя средней школы с. Липовка Энгельсского района, и еще бабушка дарителя рассказывала ему, что помнила эту икону у своей бабушки.

Другая икона — «Спас поясной с предстоящими» в деревянной раме — также имеет интересную семейную историю. Этой иконой Петра Федоровича Панченко благословляла мать в важные периоды его жизни. Вероятно, что эта икона хранилась в семье еще с XIX века. А музею ее передала супруга Петра Федоровича — Клавдия Степановна Панченко, старожил города, свидетельница многих событий ХХ века.

Икона «Спас на троне с предстоящими и коленопреклоненными и с Саваофом в облаках» была передана жительницей города в 1977 году. Мы не знаем ее имени и причины передачи, но можем предположить, что эта икона также была семейной и передавалась из поколения в поколение.

На выставке каждый посетитель может познакомиться и со старообрядческими иконами, складнями, крестами, выполненными в интересной технике медного литья с цветной эмалью: белой, голубой, желтой. Старообрядцы оказались на заволжских землях еще в XVII веке, много их поселений и монастырей находилось на реках Большой Иргиз, Медведица и др. В начале XIX века саратовское старообрядчество развивается в губернских городах Вольске, Балаково и Хвалынске. Хвалынские скиты и монастыри действовали до 1917 года. До нас дошло множество произведений старообрядческой культуры. Об этой странице нашей истории многое может рассказать выставка нашего музея.

Выставка «Русская икона» работает в Энгельсском краеведческом музее уже второй год. Это большой срок для музейной выставки, но сотрудники приняли решение продлить ее работу, потому что интерес жителей и гостей города к ней только возрастает.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

30 апреля 2017 г. 17 апреля ст.ст. воскресенье. Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Поста нет.

Икона дня

Жены-мироносицы у Гроба Господня
Жены-мироносицы у Гроба Господня

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвятых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих (344). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомБлгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII). Совершается служба с полиелеемПрп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Св. Михаила исп., пресвитера (1935). Сщмч. Феодора пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий посетил праздничный концерт «Пасха, Господня Пасха!»
Все фоторепортажи