Сокровища Третьяковской галереи

Сокровища Третьяковской галереи

Благоговейно, словно в храм, входите вы в здание национального хранилища русского искусства — Третьяковскую галерею». С этих слов начинается статья о древнерусской живописи в Третьяковской галерее, опубликованная в 1945 году в журнале Московской Патриархии. А мы этими словами хотели бы открыть новую рубрику, рассказывающую о коллекции, которая по праву считается одним из лучших собраний в мире.


Коллекция «драгоценная и поучительная»

С самого начала своей собирательной деятельности основатель музея Павел Михайлович Третьяков замышляет создание «общедоступного (народного) художественного музея», коллекция которого отразила бы «поступательное движение русского искусства». Осуществлению этой мечты он посвятил всю свою жизнь. Первые иконы основатель Третьяковской галереи приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего 62 памятника, но, по словам русского ученого, историка Николая Петровича Лихачева, коллекция Третьякова считалась «драгоценной и поучительной».

Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что «он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее».

Завещание было исполнено в 1904 году — иконы, приобретенные Третьяковым, впервые включили в экспозицию галереи. Она была организована Ильей Семеновичем Остроуховым — художником, членом Совета галереи, а также известным собирателем икон и картин. Для устройства нового иконного зала он пригласил ученых Никодима Павловича Кондакова и Николая Петровича Лихачева, которые разработали концепцию, смогли впервые научно систематизировать и сгруппировать памятники, издать каталог.

Оформителем этой экспозиции стал знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов. По его эскизам в Абрамцевских мастерских изготовили витрины, имитирующие киоты, — в них и были представлены все собранные Третьяковым иконы. Подобного показа икон не существовало тогда ни в одном русском художественном музее.

В середине 1930-х годов в галерее были созданы научный отдел древнерусского искусства и реставрационная мастерская. Была открыта новая экспозиция, в которой соблюдались принципы историко-художественного показа памятников, были представлены основные центры, этапы и направления в иконописи XII–XVII веков. Ряд ценных икон, порой весьма древних, поступил в галерею в результате экспедиций по Русскому Северу и центральных областей, проводимых сотрудниками галереи в 1960–70-х годах.

Сейчас коллекция составляет уже более шести тысяч единиц хранения. Это — иконы, фрагменты фресок и мозаик, скульптура, мелкая пластика, предметы прикладного искусства, копии фресок.

На первом этаже Третьяковской галереи расположилась коллекция памятников древнерусского искусства: редчайшие иконы домонгольского времени (начало XII века), иконы XII–XVI веков из Новгорода, Пскова, Ростова, Ярославля, Владимиро-Суздальской Руси. Здесь можно увидеть самое крупное собрание московской живописи XIV–XVII веков: произведения Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, Дионисия. В «Сокровищнице» галереи хранятся древние иконы и Евангелия в старинных драгоценных окладах. Подземный переход соединяет главный вестибюль с примыкающей к зданию галереи церковью святителя Николая в Толмачах (о ней мы расскажем чуть позже). Этот памятник архитектуры XVIII–XIX веков сейчас одновременно является и действующим храмом, и научным отделом музея. В нем помещены ценнейшие иконы из собрания галереи, среди которых величайшая православная святыня — икона «Богоматерь Владимирская» XII века.

Произведения домонгольского периода XI — начала XIII века

Сегодня нашу рубрику открывает икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная в Новгороде около 1030 года. Святой с княжеским венцом на крутых кудрях представлен в рост, на золотом фоне, без позема. В правой руке, согнутой и прижатой к груди, он держит копье; в опущенной левой руке — меч в ножнах. За левым плечом Георгия виднеется круглый щит. Причастность этой работы к XI веку проявляется через контур фигуры, его темно-коричневые в завитках волосы, фиолетовый нимб, охряной панцирь (верхние красочные слои не сохранились), щит, фрагменты киноварного плаща с более темными в тон описями складок, коричневое с золотом копье, кисти рук.

На местах утрат первоначального красочного слоя оставлены записи XIV, XVI, XVII, XIX столетий. На живописи лица XI века оставлено вохрение XIV века с резкими крупными белыми движками, из-под которого видны первоначальные темные коричневато-оливковые краски. К XIV веку также относятся: часть киноварного плаща с золотым орнаментом, зеленый тельник, украшенный золотыми плащами (изображением металлических нашивных пластинок) и жемчугом, золотые налокотники, выполненные техникой резьбы по левкасу, и меч; в XVI–XVII веках написаны коричневые штаны с орнаментом в виде розеток. Обувь частично сохранилась от XI века (на правой ноге), остальное — XVII и XIX века. Древний фон золотой, обведенный широкой киноварной полосой вдоль лузги.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные, более поздние. Сохранились следы от первоначальных набивных шпонок на деревянных гвоздях. На обороте вырезана относящаяся к первой половине XIX века дата (1130 г.)

Образ происходит из каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, построенного мастером Петром (воздвигнут в 1119-м, освящен в 1130 или 1140-м). Юрьев монастырь, откуда вывезена икона, основан в 1030 году князем Ярославом Владимировичем Мудрым, носившим христианское имя Георгий. Для него, скорее всего, и была написана эта икона, быть может, для деревянного еще монастырского собора.

Димитрий СолунскийЕще один образ — икона великомученика Димитрия Солунского (около 1113 года, Киев). Воин Димитрий представлен в рост. Левой рукой он опирается на серо-белый щит, в правой руке держит копье с белым острием. У пояса за спиной — меч в ножнах. Лицо и руки выложены из зеленоватых, розоватых и коричневатых матовых цветных камней, что создает впечатление светлой карнации. Одежды, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями, исполнены золотой, голубовато-зеленой, розоватой и синей смальтой. Перевязь на груди белая с голубыми контурными линиями. Обувь серая с белым, украшенная желтыми полосами. Фон золотой, позем двухцветный, из зеленой и желтой полос. Композиция обложена по краям рядом камней в виде рамки. Для создания иконы использованы известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень, мрамор.

Икона находилась на южной грани северо-восточного столба, под восточной аркой главного нефа храма Дмитровского монастыря в Киеве (около 1108–1113-го). В 1936 году мозаика была снята со столба профессором В. А. Фроловым, наложена на цемент и перенесена в Киевский музей русского искусства. В 1938-м она была перевезена в Третьяковскую галерею.

При подготовке материала использовалась статья научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Н. Г. Бекеневой и Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.

 Христина Добрынина


Словарь

Позем (позьма) — в иконописи название условного обозначения земли, изображаемого в нижней части иконы обычно в виде полосы коричневого или зеленого цвета. Позем наносится на икону сразу после написания фона.

Вохрение, охрение (от охра) — в иконописи постепенный переход от основного темного тона лично/го письма (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).

Киноварь (от др. -греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari неясной этимологии) — оттенок красного цвета и краска этого оттенка; соответствующий неорганический пигмент изначально получали из ртутного минерала киновари.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Карнация (фр. carnation — телесный цвет, от лат. caro — плоть, тело) — цветовая характеристика, живописные приемы (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица и обнаженных частей тела.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи