Учебный проект: путь к благочестию

Учебный проект: путь к благочестию

Как заговорить с детьми о храме? В каждой семье есть свои «рецепты». А в школе? Здесь на помощь педагогам, да и родителям приходит курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого возможно создание смелых современных просветительских программ. В Саратовской области реализован один из таких проектов. Он оказался настолько успешным, собрал так много участников, что был представлен на Межрегиональных Пименовских и Региональных Покровских образовательных чтениях. Мы беседуем со Светланой Александровной Якуниной — одним из авторов этого проекта, рассказывающего школьникам о Боге и вере.

Факты биографии

Проект, полное название которого «Межмуниципальный дистанционный проект „Православный храм: настоящее и прошлое”», был создан в 2013 году. Идея принадлежит педагогам МОУ «СОШ № 1 р. п. Дергачи»: учителю информатики Елене Владимировне Бибичевой и учителю русского языка и литературы Светлане Александровне Якуниной, которая с 2012 года ведет предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», ставший темой публикаций в научных сборниках.

Как известно, все гениальное — просто, а самые неординарные замыслы рождаются в не менее простой, дружеской и даже семейной обстановке. В период летних каникул коллеги случайно встретились в кафе и, обменявшись впечатлениями об отдыхе, как настоящие профессионалы, преданные своему делу, заговорили о том, что готовит грядущий учебный год.

Оказалось, что Елена Владимировна уже давно думает о том, как воплотить в жизнь проект, связанный с православной культурой. «Кольцо храмов» — рабочее название на тот момент еще не оформившейся идеи. Если в России есть «Золотое кольцо» — система маршрутов, охватывающих древние русские города, в которых сохранились уникальные исторические, культурные и религиозные объекты, то почему бы не создать собственное «кольцо» родных и, к сожалению, малоизвестных памятников духовного наследия?

«Участники проекта должны были найти в своем районе, городе или поселке храм. Но взглянуть на него им следовало не как на туристический и архитектурный объект со старинной росписью и иконами, а как на дом Божий», — рассказывает Светлана Александровна, подчеркивая, что с течением времени удалось уйти от «географии» и обратиться к духовно-нравственной стороне проекта.

Понимая, что вдвоем задумку реализовать сложно, педагоги обратились к единомышленникам. К сотрудничеству пригласили нескольких учителей и настоятеля храма во имя святого Архангела Михаила р. п. Дергачи священника Стахия Лобачева. Батюшка узнал о проекте первым, ведь он в течение многих лет духовно окормляет учебное заведение: посещает классные часы, участвует в школьных мероприятиях, общается с ребятами и родителями, приглашает в храм на экскурсии и церковные праздники. Отцу Стахию выпала честь открыть проект. На сайте https://sites.google.com/site/orkcederg/ в стартовой презентации священник благословляет участников на работу.

В коллектив организаторов вошли пять человек, и каждому предстояло отвечать за определенный этап проекта, будь то разработка программы, проверка работ, оказание информационной поддержки или создание электронного ресурса. Благодаря такому распределению ролей огромная работа была проделана в сжатые сроки: проект удалось реализовать всего за две недели.

Чистота восприятия

Рассуждая о цели проекта, Светлана Александровна призналась: будучи воспитанной в советское время, она не получила базовых знаний о вере, но в ее жизни наступила возможность восполнить пробел в религиозном образовании, пройдя дополнительную профессиональную образовательную программу «Основы религиозных культур и светской этики». Теперь в рамках предмета и проекта педагог делится своими знаниями с детьми, чтобы они, приходя в храм, чувствовали себя свободно и уверенно, понимали, что здесь происходит.

«Мне кажется, проблема заключается в том, что часто святыню мы воспринимаем как оберег. Мы вспоминаем о Боге, когда гром грянет, мы все время чего-то просим, желаем, а вот благодарить не умеем», — сетует Светлана Александровна, выражая надежду, что, участвуя в проекте, дети перестанут воспринимать храм как сказку, «преданье старины глубокой». Ведь, к сожалению, вводный опрос участников проекта показал, что очень немногие отождествляют храм с домом Божиим. Чтобы помочь детям найти ответы на вопросы, что же такое храм и какое место он занимает в жизни христианина, педагоги придумали задания, выполняя которые ребята изучат историю и устройство родного храма, познакомятся с православными подвижниками, праздниками, церковным этикетом, традициями и пообщаются с духовенством.

Храм — в центре внимания

Без чего проект не может состояться, так это без участников. Чтобы привлечь больше ребят, сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии рассказали об учебном проекте на приходах и в воскресных школах, а также в других учебных заведениях. В итоге к финишу в конкурсе пришли 23 команды почти из 20 районов Саратовской области.

По правилам, участники проекта должны были образовать команду в среднем из 5 учащихся в возрасте 9–11 лет, дать ей название и придумать девиз. Помогать ребятам могли педагоги и родители. В проекте каждая команда должна была представить свой храм. Далее ученики проходили вводное анкетирование, позволяющее выявить уровень знаний о православной вере, а кому-то дать шанс наверстать упущенное и представить команду, отметив храм на Интернет-карте Google.

На следующем этапе школьники шли в храм на экскурсию. Но в дом Божий, как отмечают педагоги, дети приходят уже со знаниями, полученными в ходе проекта и на уроках ОРКСЭ. Для закрепления результата участники фотографируют архитектуру, убранство, иконы и беседуют с батюшкой. И это не просто беседа, а настоящее интервью. Родители и педагоги помогали составить вопросы и оформить интервью в соответствии с особенностями жанра. Проверкой материалов занималась Светлана Александровна, много лет посвятившая работе в печатных СМИ.

Затем информация, собранная на втором этапе, находила отражение в красочной презентации об особенностях храмового зодчества, устройстве храма и символическом значении элементов архитектуры. Тексты ребят сопровождают авторские фото. Наиболее интересным является конкурс рисунков «Купола моей России» и сочинений. По мнению членов жюри, каждая иллюстрация должна содержать идею, а эссе или художественный рассказ — стать ценным источником сведений об истории, престольном празднике, о святых или событиях, в честь которых местный храм был освящен.

Пятый этап конкурса — кроссворд на тему устройства и убранства храма. Участники подбирают к картинке или фотографии подходящее слово, то есть ответ, после чего приступают к очередному заданию — созданию газеты с фоторепортажем. Для этого команда проводит мероприятие, на котором знакомит слушателей, а это могут быть друзья, родственники, соседи, односельчане, с итогом своей работы, и размещает подробный отчет о событии на сайте. Этот этап очень важен, так как является трансляцией идеи проекта на общество. Заключительной частью становится подведение итогов и рефлексия. В одноименном разделе сайта педагоги и школьники оставляют отзывы о проекте. Учителя пишут аннотации, а ученики отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, рассказывают о трудностях, понравившихся заданиях и новых знаниях.   

«На мой взгляд, такие проекты способны сплотить людей. И взрослые, и дети учатся работать в команде, знакомятся, общаются, помогают друг другу», — считает Светлана Александровна. Более того, многие задания предполагают семейное обсуждение. Дети должны поделиться с родителями тем, что они узнали, спросить их мнение и найти повод, чтобы сходить в храм на богослужение всей семьей.

После того как жюри по результатам, за которыми также можно следить на сайте в ходе конкурса, определило победителей, наступает торжественная церемония награждения подарками от настоятеля храма во имя святого Архангела Михаила священника Стахия Лобачева. В проекте участвовали такие разные и сильные команды, что невозможно было отметить кого-то одного. Поэтому в конкурсе предусмотрено три первых места, вторых — четыре, а третьих — пять. Все участники получают поощрительные призы. На этом проект завершается. Но Светлана Александровна уверяет: идея получит развитие. В ноябре этого года на сайте школы http://schoolderg1.my1.ru/ появится информация о новом проекте, который будет посвящен православной иконе.

Путь к благочестию

Это не что иное, как девиз проекта, отражающий еще одну цель — воспитание в благочестии. Светлана Александровна вспоминает: за день до презентации проекта на Пименовских чтениях на глаза попалось «Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы» святителя Луки Войно-Ясенецкого, в котором он писал: «Воспитание детей в благочестии, хранение их от самой страшной скверны должно быть главной задачей родителей. Это хорошо понимали святые Иоаким и Анна. Они избрали для трехлетней Крошки самую надежную защиту от мира, посвятив Ее Богу. <…> Так неизмеримо надежнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом Святым Пречистая Отроковица Мария от всех скверн и соблазнов мира. <…> Приводите в храмы Божии детей, чтобы они дышали его святым воздухом, насыщенным не только дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нем великих Таинств и молитвами множества людей». 

Дарья Хохлова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи