С Богом везде хорошо

С Богом везде хорошо

Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Григорьевна Балашова приехала в Покровск, чтобы принять участие в научно-практической конференции «Православная книга – путь к преображению души». Мы беседуем с Еленой Григорьевной о том, как педагогу извлечь уроки из непростого и драматического ХХ века и как преподнести их детям.

– Елена Григорьевна, Ваш путь в Церкви с самого начала был связан с образованием?

– Когда я начала воцерковляться, у меня не было профессионального педагогического опыта, только материнский. По первому образованию я медик, закончила Московскую медицинскую академию имени И.М. Сеченова. Это было в начале 90-х годов, когда в Россию хлынула волна эзотерики, оккультизма, целительских практик. И вот к двум из них примкнула и я. Чтобы отойти от этих практик, была просто необходима духовная поддержка, которую я нашла в Церкви. Потому что просто взять и закончить такие вещи довольно тяжело.

Игумен Иоанн (Экономцев) меня очень поддержал своими молитвами, советами. Он мне и сказал, что надо бы для Церкви потрудиться. Таким образом, я в 2005 году попала в Отдел религиозного образования и катехизации, которым он руководил.

В 2009 году отдел возглавил Епископ Зарайский Меркурий (ныне Митрополит Ростовский и Новочеркасский), который благословил меня продолжать работу.

Мне очень повезло, что с самого начала моих трудов в отделе я попала в издательский сектор, много работала с житиями святых. И эта встреча с письмами, опытом святых людей, подвижников очень помогала и поддерживала. Постепенно больше стала уделять внимания жизни новомучеников. И первое, что привлекло мое внимание, – книга о Высоко-Петровском монастыре, в котором находится наш отдел. ХХ век в монастыре связан с тайными монашескими общинами, деятельностью владыки Варфоломея (Ремова). Постепенно стала уделять все больше внимания работе в архивах, с разными источниками по истории Церкви в ХХ веке. И сейчас, когда какие-то вопросы в нашем отделе касаются темы новомучеников, обычно к их решению приглашают и меня.

– Какие задачи стоят перед сотрудниками Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви?

– Первоочередная задача – расширение преподавания «Основ православной культуры». Действительно жизненно необходимая задача.

Не менее важная задача – координация деятельности воскресных школ. Многое в этой деятельности сегодня приходится менять. Мы понимаем, что дети в воскресных школах не должны сидеть за партами с учебником. Занятия в школах должны быть построены по другому принципу, это должен быть опыт деятельного воцерковления ребенка, привития ему любви к жизни в Церкви, а не просто штудирования знаний. Я лично знаю таких детей, которые говорили: «Вот мы пять дней учимся в школе, и потому в воскресной школе хочется чего-то иного. А мы опять попадаем за парты, нам это не интересно». Из-за этого дети порой и уходят из воскресных школ. Что сделать, чтобы ребенок с детства почувствовал себя частью церковной жизни и при этом впитывал какие-то знания – вот та серьезная задача, которую надо решать. Надо находить людей, у которых есть хороший опыт, надо, чтобы они писали книги для педагогов, какие-то программы новые, сделать так, чтобы о них узнавали в других школах. Чтобы видеть реальную картину дел и как-то ее анализировать, мы просим епархии давать в отчетах объективную и, по возможности, подробную информацию о том, как у них проходит эта работа.

– На конференции Вы представляете методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Расскажите, пожалуйста, кто их разработал?

– Мы работали вместе со Светланой Михайловной Шестаковой – опытным педагогам, методистом. Конечно, эти материалы появились не на пустом месте, потому что мы видели уже имеющиеся работы разных авторов – педагогов, священников, которые мы рецензировали, отредактировали, с одной стороны, обратили внимание на некоторые общие черты в этих работах, а с другой – на то, чего, на наш взгляд, не хватало у других авторов, чтобы сделать программу цельной, интересной для детей и раскрывающей христианский подвиг святых ХХ века. Мы выделили восемь главных тем, которые могут быть рассмотрены в рамках урока, а можно, если позволяют возможности, посвятить им больше времени. Перед нами стояла такая задача – объединить общецерковные темы и региональные. Потому что в первую очередь люди должны узнавать о тех, кто потрудился или пострадал в их епархии. Одновременно надо понимать, как эти события вписывались в общецерковную историю.

– Первая полвина ХХ века – это время, когда смерть, мучения неповинных людей становились нормой. Об этом тяжело узнавать. Возникает либо тяжелое чувство тотальности зла, либо сердце привыкает, и слова о чужих страданиях остаются лишь словами. Как говорить с детьми на такие темы, которые сложны и для взрослых?

– Моя любовь к Церкви началась со знакомства с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Я прочитала о ней книгу. И вот все страдания, гонения, кровь были в этой книге как бы вторым планом, через который просто неземным светом светилась ее любовь, ее милостивое отношение к людям, даже к тем, кто ненавидел ее, и прощение. Даже то, как она погибла со словами Христовыми на устах, вот это позвало. Потом, когда я читала книгу о Высоко-Петровском монастыре схимонахини Игнатии (Пузик), где она описывает двадцатые, тридцатые годы – страшные годы гонений. Я ожидала увидеть описание страданий, страха, но увидела другое – абсолютную радость человека от того, что он нашел себя в Церкви, что есть люди, которые также нашли себя в Церкви, что есть духовный отец, который их ведет ко Христу, что они любят Христа, любят друг друга, как сестер и братьев. Читаем: «скоро батюшка уехал», – это значит, что кто-то из клириков монастыря был арестован, отправлен в ссылку, но дальше она пишет о том, как они читали письма, присылаемые из заключения их духовным отцом, преподобномучеником Игнатием (Лебедевым), с какой огромной любовью перечитывали эти строки назидания: «Ныне время спасения, спасайтесь, пока есть возможность», «с Богом везде хорошо – и на Фаворе, и на Голгофе». Подумайте, те, кто находился в заточении, утешали оставшихся на воле: потерпите, поймите, пользуйтесь этим временем ради спасения своей души…

Через свои страдания, свою личную Голгофу эти люди как нигде и никогда чувствовали близость Христа. Владыка Варфоломей (Ремов), которого после первого ареста, крайне больного и истощенного вынесли из тюрьмы на носилках, потому что он просто не мог самостоятельно передвигаться, писал одной из своих духовных дочерей об этом аресте, что тюремный опыт отнял у него здоровье, но дал столько и такой радости, какой он «никогда не испытывал, и дал послужить стольким людям и так, как никогда не послужил бы». То есть новомученики воспринимали этот опыт совершенно по-другому. Об этом и нужно говорить детям.

– Мученик – это победитель, который остался верен Христу до смерти. Как показать детям эту победу?

– Порой описание житий некоторых святых сводится к тому, что вот тогда-то он был рукоположен, столько-то прожил, там-то служил, был арестован, находился в заключении в такой-то тюрьме или лагере, в таком-то году был расстрелян – и все. А как ребенок должен увидеть христианский подвиг за этим? Очень важно, чтобы у ребенка возникло сопереживание живому человеку, который шел на эту Голгофу, не просто потому, что его кто-то арестовал, а потому, что он сознательно выбрал этот путь – путь верности Христу и Его Церкви. Ведь многие приходили к монашеству, к священству уже после двадцатых годов, то есть они понимали, на что идут. Многие могли отказаться, отречься от веры, от сана, но не сделали этого.

У нас в Высоко-Петровском монастыре в конце XIX века подвизался замечательный святой – преподобный Гавриил (Зырянов), позже он прославился как старец Седмиезерной пустыни под Казанью и Спасо-Елеазарова монастыря под Псковом. Он умер в 1915 году. Он воспитал немалое количество духовных чад, среди которых много новомучеников. Как воспитывал? И твердостью в вере, и своей огромной любовью. Пройдя через многие страдания и стяжав эту любовь, он людям рассказывал о том, как человек в страданиях находит Христа. И возможно, именно поэтому его духовные чада стали новомучениками, а не отреклись, не впали в обновленческий и иные расколы.

Ведь в то время люди делали разные выборы, не все из тех, кто был священником или монахом, брали свой крест и шли за Христом. Кто-то ведь и в Церковь пришел «не ради Иисуса, а ради хлеба куса», или по обету, или потому, что просто был из духовного сословия. Но ко Христу нельзя приходить без любви, нельзя пытаться обмануть Бога и себя.

– Что Вы думаете об использовании традиционных форм контроля знаний – кроссвордов, викторин, ребусов – при изучении, к примеру, тем о новомучениках? Приходилось встречать людей, которые воспринимают это чуть ли не как кощунство.

– Здесь все зависит от подачи материала. Если эти знания подаются достаточно благоговейно, с уважением, то и кроссворд не вызывает какого-то чувства отторжения. А бывает, смотришь на задание в какой-нибудь рабочей тетради и думаешь: как так можно спрашивать? Такая подача материала, которая может вызвать у детей не добрую улыбку, а усмешку в ответ на вопрос по какой-то священной теме, на мой взгляд, недопустима. Еще я не люблю, когда иконы или священные предметы изображаются на пазлах. Потому что в процессе выполнения задания икона или крест, например, если не «разрывается» на части, то в какие-то моменты неизбежно будет состоять из разрозненных кусков или может быть неправильно соединена.

– Уроки ХХ столетия – в чем они лично для Вас?

– Для меня их кратко можно сформулировать этой фразой – с Богом везде хорошо: и на Фаворе, и Голгофе. Мы, сегодняшние, не знаем, что такое быть с Богом на Голгофе. Но у каждого человека свой крест, потому что без Креста не бывает Воскресения. И нужно молиться о том, чтобы Господь помог нам наш крест понести, не возроптать, претерпеть это все до конца. Вот в этом жития новомучеников должны стать для нас укреплением.

Когда-то я читала о страданиях мучеников в Сербии, и сердце содрогалось от страха. А потом прочитала у святителя Николая Сербского удивительную фразу о том, что когда человек возвращается из плена, он готов претерпеть любые муки, потому что знает, что идет домой, и что дома ждет его радость. Мученики тоже понимали, что, идя к Богу, сохраняя верность Христу, они идут Домой. Там наше истинное Отечество, наш истинный Дом.

Беседовала Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи