Рождественские чтения: площадка для общения

Рождественские чтения: площадка для общения

На юбилейных XX Рождественских чтениях Покровскую и Николаевскую епархию представляли сотрудники епархиального управления и работники храмов во главе с Владыкой Пахомием

Мое воцерковление началось в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины города Худжанда (Таджикистан). В православных газетах, которые редко попадали к нам, учителям в русскоязычных классах, мы читали о Рождественских чтениях в Москве и мечтали когда-нибудь их посетить. И вот у меня, сотрудника школы-интерната, руководителя кружка ОПК, появилась возможность принять участие в работе ХХ Международных Рождественских образовательных чтений.

Пленарное заседание проходило 23 января 2012 года в Московском гостином дворе. Наша группа пришла сюда прямо с Павелецкого вокзала задолго до начала работы. Мы решили не терять время, прошли по утренним улицам Москвы, по брусчатке Красной площади. На пленарном заседании с большим интересом слушали выступление Святейшего Патриарха Кирилла, его слова о потребности общества в православном нравственном просвещении не могли оставить нас равнодушными.

С 24 января началась работа по разным направлениям. Мне как директору воскресной школы было интересно направление «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви». Я посетила круглый стол в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя, тема: «Православное дошкольное воспитание: 20 лет воссоздания традиций». Председательствовал протоиерей Олег Кобец, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии. Также в круглом столе принимали участие заместитель директора образовательного центра «Преображение», настоятели храмов, старшие воспитатели детских садов, заведующие методическими кабинетами. В завершении работы круглого стола был проведен мастер-класс «Социокультурный конструктор».

Интересно было узнать, что духовное и нравственное воспитание в Белгородской и Старооскольской епархии начинается с детских садов. Мы знаем, что в нормативно-правовых документах по дошкольному воспитанию есть пункты «навыки социального обслуживания», «речевые навыки» и нет пунктов о духовно-нравственном воспитании ребенка, о знакомстве с православной традицией. Следовательно, назрела необходимость вносить эти дополнения и изменения в нормативные документы. Основой воспитательного процесса дошколят может и должна стать православная традиция, а педагогам стоит чаще обращаться к святоотеческому наследию. В Московской области с января 2012 года все детские сады переходят на работу по программе «Православная культура для малышей», ориентируясь на положительный опыт дошкольных заведений г. Клин.

Меня заинтересовала программа «Добрый мир» — она была представлена в докладе «Содержательный модуль и духовно-просветительская культура (православная культура) основной общеобразовательной программы дошкольного образования в системе государственного и конфессионального образования» профессора кафедры педагогики Московского государственного областного университета Л. Л. Шевченко. Эта программа состоит из четырех ступеней:

•    устроение мира;

•    устроение отношений между людьми;

•    устроение отношений в нашей жизни;

•    чему мы радуемся.

Революционные подходы в воспитании подрастающего поколения не всегда оправдывают себя, а в некоторых случаях просто опасны. Об этом много говорили участники круглого стола, обсуждая введение ювенальной юстиции и курса «Половое воспитание» в начальных классах.

Не раз участники круглого стола говорили о социальном партнерстве священнослужителей, педагогов и родителей, которое включает в себя создание социокультуры: духовное руководство, социально-педагогическую работу в микросоциуме (с домашними детьми), совместную работу с родителями (родительские клубы, родительские гостиные, совместную театральную деятельность, беседы духовника с родителями).

25 января проходила интересная секция «Православное краеведение и просвещение». Программа курса ориентирована на учащихся 7–8 классов и включает в себя работу со словарем православной культуры, фрагменты культурологического материала, задания для учащихся — изучение энциклопедического материала и родословной своей семьи, паломнические поездки по святым местам родного края.

Директор православной гимназии из г. Светлограда поделился опытом своей работы по программе «Виртуальный город со всеми объектами». Ее создание было приурочено к 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Были проведены акции: «В городе военное положение», «Блокадный Ленинград. Как ты допишешь дневник Тани Савичевой», проект «Небеса», посвященный 50-летию полета человека в космос. Последний включает в себя экскурсию в Звездный городок, встречу с космонавтами, поездку в Калугу, на место гибели Гагарина и даже прыжки с парашюта.

Еще мне удалось принять участие в работе круглого стола «Стандартизация учебно-воспитательной деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви», который проходил в культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста при храме во имя святых Космы и Дамиана на Маросейке. В своем сообщении иерей Андрей Алексеев (член комиссии по церковному просвещению и воскресным школам при Епархиальном совете г. Москвы) отметил, что в работе с детьми надо использовать любую возможность воцерковления и воспитания: выезды, слеты, лагеря, спортивные соревнования, театрализованные постановки.

Участники нашей группы, посетив несколько секций, узнали много нового и полезного для дальнейшей педагогической работы. Поэтому мы решили, вернувшись в Покровск, обменяться впечатлениями с коллегами.

Людмила Мамаджанова

Одной из главных для обсуждения в рамках форума тем, очень интересующих меня как сотрудника Отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии, стало преподавание в школах религиоведческих дисциплин. С 2006 года в средних общеобразовательных учреждениях многих регионов, в том числе и Саратовской области, был введен факультативно курс «Основы православной культуры». С 2009 года в России введен новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». В учебном плане ОРКСЭ должен служить важным связующим звеном между гуманитарным образованием и воспитанием школьников. В 4 классе учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. В 5 классе этот курс предваряет изучение предмета «История».

Он должен быть основан на культуроведческом подходе, ведущей задачей которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Апробацию этот курс проходил в течение двух лет в общеобразовательных учреждениях 19 регионов России. С 2011–2012 учебного года учебный курс ОРКСЭ ведется в штатном режиме.

Не так давно вышел в свет новый учебник по модулю «Основы православной культуры», автором которого стал протодиакон Андрей Кураев. Об этом он сам рассказал на пленарном заседании секции «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание в общем образовании». Патриарх Кирилл высоко оценил новый учебник: «Учебное пособие, подготовленное группой специалистов под руководством профессора Московской Духовной Академии протодиакона Андрея Кураева, будет соответствовать решению тех задач, которые мы ставим на данном этапе внедрения предмета „Основы православной культуры” в учебный процесс».

Секция «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание в общем образовании» под руководством Епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия проходила в рабочей и дружеской атмосфере. Руководители, преподаватели воскресных школ и общеобразовательных учреждений разных регионов России делились своим опытом, методическими наработками и наглядными пособиями, обменивались контактной информацией и приглашали на региональные конференции, семинары, мастер-классы в области образования. На этой и других секциях и круглых столах форума мы смогли приобрести новую научно-методическую, учебную и научно-популярную литературу.

Рождественские чтения — это возможность не только получить интересующую информацию, но и встретиться с единомышленниками из других епархий, порадоваться их оптимизму и поддержке, наметить планы совместной работы.

Юлия Земскова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 апреля 2017 г. 10 апреля ст.ст. воскресенье. Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Поста нет.

Икона дня

Уверение апостола Фомы
Уверение апостола Фомы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Воспоминание уверения апостола Фомы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821). Сщмч. Флегонта пресвитера (1938). Мч. Димитрия (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Студенты Покровского техникума посетили театральную постановку, посвященную Пасхе и Дню Победы
Все фоторепортажи