Трудное послушание

Трудное послушание

Тюремное служение для священника — одно из самых трудных послушаний. И не только потому, что контингент, с которым приходится общаться, требует большой энергоотдачи, приносит мало радостных эмоций, что коэффициент полезного действия этого общения здесь очень и очень низок, не потому, что риск выгорания для батюшки, имеющего дело с преступниками, очень высок. Кроме всего этого, тюремное служение требует множество специфических знаний и умений.

Деятельная забота

Мой собеседник — священник Константин Буряков, руководитель епархиального Отдела тюремного служения Покровской и Николаевской епархии, — человек в этом деле не новый. Уже немало лет в качестве настоятеля храма в одной из колоний он имеет дело с осужденными. По его признанию, в прошлом году, когда много сил у него отнимало строительство нового храма, появилось ощущение, что всё — больше нет душевных ресурсов для нелегкого тюремного послушания. Результатом этого кризиса стало то, что после полугодового «отдыха» по благословению правящего архиерея он возглавил епархиальный отдел — то есть работы стало еще больше…

Профилактика преступности среди старших школьников и студентов, ресоциализация осужденных, готовящихся к освобождению, реабилитация освободившихся — за этими словами стоит даже не море, а целый океан работы. Это и общие проповеди, и катехизаторские мероприятия, личное общение с социально неблагополучными людьми, работа с сотрудниками режимных учреждений, помощь семьям осужденных, заботы не только о духовном возрождении оказавшихся на краю, но и об их физическом здоровье… И еще много-много чего.

Всем священнослужителям, кого благословили на это нелегкое служение, отец Константин всегда советует еще раз открыть священнический присяжный лист и вспомнить, что там написано. Это очень вдохновляет, засучив рукава, приступить к решению задач, которые часто кажутся совершенно невыполнимыми.

— Мы сами выбрали этот путь. Совершение Литургии — это, конечно, самое главное для священника. Это фундамент. Деятельное попечение о страждущих — это само здание. Если мы не будем его строить, то тщетны и наши фундаменты, — считает отец Константин.

Понять духовный смысл

В режимных учреждениях все отношения построены на ответе за свои слова. Если мы, обычные люди, можем идти к Богу десятилетиями, совершая ошибки, получая снисхождение от своих духовников, родственников и друзей, то осужденные находятся в более жестких условиях. Провозгласив себя христианами, они должны ежеминутно оправдывать свой статус под придирчивым взглядом своих товарищей, которые требуют от них чуть ли не святости… Как первые христиане среди язычников, люди, пришедшие к Богу в местах лишения свободы, должны быть постоянно готовыми дать ответ в том, что они исповедуют. Это очень сложно и мало кому под силу…

Не легче и тюремным священникам: их проповедь должна быть особенно яркой, понятной, доходчивой — у заключенных нет времени для поступательного духовного движения… Кроме этого, батюшкам приходится преодолевать себя: общаясь с осужденным, не спрашивать, за что он отбывает наказание, видеть в нем, совершившем порой очень тяжкое преступление, прежде всего образ Божий, помочь найти дорогу к спасению души.

— Нередко заключенные вспоминают о своих правах человека, а ты приходишь домой и видишь по телевизору жертв их преступлений… Это очень тяжело, — делится своими чувствами отец Константин. — В то же время в колониях оказываются и невиновные люди — жертвы судебных ошибок. Им тоже нужно как-то объяснить духовный смысл происшедшего с ними несчастья — помочь понять, для чего Бог попустил свершиться этой, с нашей человеческой точки зрения, несправедливости.

Обучение

 Кроме этических, эмоциональных проблем перед батюшкой, несущим тюремное послушание, остро встает проблема знания специфики этого дела. Нужны юридические знания, навыки психолога, иначе можно невольно стать соучастникам греха, навредить себе и своим подопечным.

В соответствии с «Соглашением о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью», подписанным директором ФСИН России А.А. Реймером и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 22 февраля 2011 года, и по инициативе Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению продолжает реализовываться идея обучения священнослужителей — руководителей епархиальных отделов по тюремному служению, призванных осуществлять духовно-пастырское окормление в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации на постоянной основе.

— В мае этого года в стенах Межрегионального Учебного Центра УФСИН России по Московской области начал свою работу Второй образовательный семинар «Особенности духовно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы», — продолжает свой рассказ отец Константин Буряков, который представлял на семинаре Покровскую епархию. — Необходимость таких мероприятий сегодня совершенно очевидна. Ведь мы хотим, чтобы наша работа была как можно более результативной. Для этого необходимо профильное образование батюшек, понимание ими специфики тюремного служения. Нужна юридическая, социальная грамотность, знание особенностей пенитенциарной психологии.

UES_6512.jpgЧтобы грамотно реагировать на просьбы осужденных, нужно знать все тонкости внутренней жизни режимного учреждения. Священникам необходимо, и это также требует знаний, много общаться с руководством и сотрудниками колоний, чтобы не быть обманутыми осужденными. Иногда те лукавят, хотят сыграть на жалости — узурпируют чувство милосердия.

Слушатели из 20 епархий Русской Православной Церкви, представленные в основном руководителями епархиальных отделов по тюремному служению, около двух недель изучали уголовно-правовое законодательство, психолого-педагогические основы работы с осужденными, а также прошли специальную духовно-пастырскую подготовку, посетили следственный изолятор № 1 в г. Ногинске.

По словам отца Константина, слушателям семинара очень запомнились интереснейшая встреча с епископом Красногорским Иринархом, который является председателем Синодального отдела Московской Патриархии по тюремному служению, а также посещение храма во имя святой мученицы Татианы, в котором окормляют всех православных узников два священника, из г. Ногинска и г. Электростали.

— Среди слушателей были священники, имеющие определенный опыт тюремного служения, но все-таки большинство имело весьма поверхностные представления о том послушании, которое на них возложено. Думаю, именно они и воодушевились этими полезными встречами более всего, — поделился своими впечатлениями отец Константин. — А я увидел сильные и слабые стороны работы нашего епархиального отдела, семинар помог наметить фронт дальнейшей работы.

Добрые примеры

В заключение нашей беседы я попросила батюшку рассказать о ком-либо из своих подопечных, общение с которым утвердило его в чувстве, что работа с осужденными — не такое уж неблагодарное дело.

— Приехав в Москву на семинар, я, как всегда, остановился у своего бывшего подопечного, которого зовут Валерий Чижов. Он отсидел в одной из наших колоний шесть лет. Мы с ним как-то сразу нашли общий язык. Он стал регулярно исповедоваться, причащаться, помогать мне во всем, в том числе налаживать дисциплину среди своих товарищей-сидельцев. Теперь он полностью социально адаптировался, у него семья, трое детей, свой бизнес. Мы всегда рады видеть друг друга. Главное, он не отошел от Церкви, хотя и считает, что недостаточно воцерковлен в отличие от своей супруги.

Могу привести и другой пример. Андрей Никитин пришел в колонии к вере, был у меня алтарником, после освобождения женился, но неудачно, его супруга оказалась наркоманкой, и вскоре Андрей снова сел за кражу. Мы молились за него, теперь он снова на свободе, у него уже другая — хорошая семья, скоро родится ребенок. Недавно он приехал ко мне со словами: «Прости, отец». А я сказал: «Давай забудем, что до этого было, как страшный сон, приезжай ко мне работать или найди себе место в Саратове, не забывай Бога…». У Андрея все сложилось, слава Богу…

 Процент осужденных, чья душа нашла свой путь к Богу благодаря общению с тюремными священниками, не очень высок, но даже и один человек, вставший на путь спасения, заслуживает того, чтобы в тюрьмах и колониях открывались храмы, а православные батюшки, как добрые пастыри, отправлялись на поиск своей заблудшей овцы…

Беседовала Елена Гаазе



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи