Армия побеждает духом

Армия побеждает духом

Ежегодно в феврале мы вспоминаем защитников Отечества: пишем поздравления военным, смотрим фильмы про войну, говорим о патриотизме. А как сегодня живут и служат те, кто из любви к Отечеству постоянно рискует жизнью? Как помочь им в этом служении? Об этом мы беседуем с руководителем Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Покровской епархии священником Виктором Лузганом.

— Отец Виктор, расскажите о целях создания этого отдела?

— Целью работы нашего отдела является организация пастырского окормления и воспитания военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений в духе Православия, патриотизма и любви к Отечеству, поддержание взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными структурами в духовно-просветительской деятельности. Отдел будет участвовать в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организовывать пастырские посещения священнослужителями православных верующих в военных гарнизонах.

Наш отдел призван к тому, чтобы помогать распространению интересного опыта отдельных частей и координировать работу всех православных священников Покровской епархии. На ее территории несколько военных частей, основной вес, конечно, приходится на Покровск — в городе находится Энгельсская авиабаза и части, которые либо здесь базируются, например, вертолетная эскадрилья внутренних войск, либо ее обслуживают. Есть несколько частей в Пугачевском районе, в Озинках. Взаимодействие с Церковью в этих частях уже идет, священники на приходах общаются с военными, но это все надо будет привести в систему. Нужно выработать стратегию и тактику работы в каждом воинском подразделении, ведь каждое из них имеет свою специфику: где-то больше военнослужащих срочной службы, где-то закрытые гарнизоны, где-то солдаты несут боевое дежурство, а где-то заняты охраной или техническим обслуживанием.

— Инициатива по взаимодействию исходит от Церкви или от самих военнослужащих?

— Если вспомнить, как начиналось взаимодействие с Вооруженными силами, то увидим, что инициаторами были именно военные. Например, в Дальней авиации в 1991 году летчики пришли к командиру полка и обратились с просьбой освятить боевые самолеты. Это было в гарнизоне в г.  Сольцы Новгородской области. Для командира просьба летчиков стала полной неожиданностью, а когда обратились к архиерею, оказалось, что нет даже такого чинопоследования — освящения боевого самолета. Тогда обратились к Патриарху, разработали этот чин по образу освящения боевой ладьи, поскольку военно-воздушные силы свои традиции создавали по образу военно-морского флота (поэтому командир корабля, воздушный флот и т. д.).

Военные нуждаются в пастырском окормлении, как и все верующие. Тем более, они находятся в специфических условиях, связанных с риском для жизни, трудностями в быту и т. д. Церковь же всегда откликается на нужды паствы. Потому инициатива снизу приобрела юридические формы, было заключено соглашение между Патриархом Алексием II и министром обороны П. С. Грачевым. С того времени взаимодействие Церкви и Вооруженных сил идет уже 20 лет.

Сейчас в армии вводят должности военных священников. По указу президента введены 240 должностных единиц, но пока с их замещением возникают трудности, в первую очередь из-за нехватки духовенства. Чаще всего этот вопрос решается так: священника оставляют на приходе и дополнительно дают послушание окормлять войсковую часть. Но порой это осуществить сложно. К примеру, служит священник на атомной подводной лодке, а она уходит в плавание на полгода. И как быть, если он при этом настоятель другого храма? Или такой момент: если священник служит на приходе и не является военным, он приравнивается к гражданским служащим. А на территорию закрытой военной части служащие проходят в 8 утра и покидают ее в 16 часов вечера. И как тут совмещать? Приходится сейчас подобные вопросы обговаривать и решать.

— Вы являетесь настоятелем храма во имя святого пророка Илии на авиабазе г. Покровска (Энгельса). Скажите, пожалуйста, кто составляет приход вашего храма?

— Основную часть нашего прихода составляют жители Летного городка, случайных захожан практически нет. Первыми прихожанами храма были бабушки — жены военных отставников, дальше стали приходить их мужья, потом начали приходить на службу жены действующих офицеров, приводить в воскресную школу детей. Потом стали появляться офицеры, участвовать в приходской жизни. Сейчас военные часто заходят в храм помолиться перед вылетом.

В храм приходят много детей, сейчас у нас в воскресной школе уже более 100 человек. На Рождество в этом году было пять утренников, семь концертов. В школе работает на разной основе более 10 преподавателей. Среднюю группу собираемся разделить на две, не помещаются в классе. Школа увеличивается, приходят новые дети. И что особенно радует, первые ученики, пришедшие лет восемь назад, все остались в Церкви, продолжают исповедоваться, причащаться. Мальчики помогают в алтаре, девочки поют на клиросе, читают. На вечернем богослужении 50-й псалом у нас читают только дети.

Кроме того, мы проводим занятия в двух школах, в двух детских садах, действует православная группа в доме престарелых из 47 человек, сейчас там открываем храм. Из детских садов детей по желанию родителей в праздники до завтрака приводят в храм на Причастие. Поэтому мы надеемся, что когда они подрастут, тоже станут нашими сознательными и активными прихожанами.

— Военный человек, наверное, чаще других задумывается о жизни и смерти, о цели нашей жизни, ведь ему приходится порой рисковать собой. Легко ли с военными говорить о вере?

— Говорить о вере с любым человеком просто и легко, а вот привести его к вере сложно, потому что вера — это дар Божий. Но в целом народ наш обращается к Богу, а военные — часть народа. Хотя, конечно, это специфическая категория людей, с ними и общаться надо по-особенному.

Служба в армии в чем-то схожа со службой в Церкви, потому что и там и там служение, а не работа, и там и там в основе этого служения духовный импульс. Что бы сейчас про военных ни говорили, но для военнослужащих сверхсрочной службы основным поводом для служения является патриотизм. Служба в армии всегда была связана с тяготами, лишениями, я сам 23 года служил в Вооруженных силах и знаю об этом не понаслышке.

Поэтому говорить о вере с военными можно и нужно, и мы будем продолжать эту работу. Тем более что и сами военные продолжают требовать, чтобы у них в части были священники. Психологически в армии сложнее, чем в миру. Если взять солдата-срочника, то он попадает в условия режима дня, когда он сам не распоряжается своим временем, находится в подчинении у командиров, попадает в мужской коллектив с его спецификой. Ему нужна поддержка.

Нужна поддержка и офицерам, и их семьям. Ведь и в наше время случаются трагедии, катастрофы. Я на Литургии поминаю погибших летчиков, всего в списке 68 имен. Военный человек, конечно, понимает опасность своего служения, но все равно ему бывает очень тяжело. У нас в Летном городке каждая катастрофа приводит и летчиков, и семьи в шок. Ведь такое может случиться с каждым.4_4_2.jpg

Вообще, для выполнения столь серьезной работы, как защита Отечества, нужны очень прочные духовные основания, во все времена армия побеждала прежде всего духом. Главное, чтобы дух веры, жертвенности первенствовал в служении. Когда я в свое время прочитал книгу об А. В. Суворове, меня поразила одна цифра. Когда он в качестве главнокомандующего участвовал в южно-французской кампании, потери русских войск составляли один к семнадцати, причем русская сторона была наступающей. А наступающая сторона по законам военной науки должна нести потери три к одному. Чем объяснить? Только силой духа русского воинства.

— Чего от работы отдела ждете Вы и чего ждут военные?

— Военные ждут улучшения внутреннего климата в коллективе, уменьшения случаев суицида, нарушений воинской дисциплины, чрезвычайных происшествий. Мы ждем того же, но главное — посредством нашей деятельности мы надеемся сформировать православное воинство. Если ко Христу придет хотя бы десять процентов офицерского состава Вооруженных сил, то у нас будет непобедимая армия. А наше Отечество в ней сегодня очень нуждается.

— Расскажите немного о том, как будет строиться взаимодействие с правоохранительными органами.

— Это очень важно в первую очередь для самих сотрудников, потому что им тяжело. Им приходится бороться со злом, и трудно при этом самому остаться неповрежденным. Потому и поддержка нужна, и воспитательная, и реабилитационная работа. Будем эту работу вести. Честно сказать, здесь у нас наработок меньше, чем по взаимодействию с военными. Но будем стараться организовывать беседы, встречи со священнослужителями. Конечно, реакция вначале может быть разной. Но и когда священники пришли в армию, то бывшие замполиты, ныне начальники по воспитательной работе, часто воспринимали нас как конкурентов. А оказалось, что мы дополняем друг друга, помогаем в решении общих проблем. Сейчас с воспитателями у нас самые замечательные отношения. Надеюсь, также будет и в правоохранительных органах.

— Отец Виктор, что бы Вы пожелали мужчинам в нашем Отечестве?

— Я пожелал бы им оставаться мужчинами, а самая главная функция мужчин — быть защитником и нести ответственность за окружающих.

Беседовала Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 февраля 2017 г. 9 февраля ст.ст. среда. Седмица cырная (масленица) - сплошная. Из трапезы исключается мясо.

Икона дня

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992). Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеезерских. Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
На 6-м часе: Иоил. II, 12-26. На веч.: Иоил. III, 12-21.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
"И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив. Вострубите трубою, назначьте пост и объявите торжественное собрание. . . пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. . . да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой" (Иоиль. 2, 12-17). Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: "пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь", может быть кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: "пощади Господи"! Но от Господа верно исходит грозный ответ: "не пощажу, ибо нет ищущих пощады". Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Комплексном центре социального обслуживания населения прошли масленичные гуляния
Все фоторепортажи