Клуб родительского опыта

Клуб родительского опыта

Рождение ребенка открывает новую страницу в жизни семьи. Ведь воспитание детей — это не только большое количество проблем и забот, но еще и возможность удивительного семейного творчества. Об этом наша беседа с сотрудником радио «Радонеж» и семейного клуба «Рождество» А. А. Абрамовой.


— Анастасия Алексеевна, расскажите немного о семейном центре «Рождество»: как он был создан и кто сегодня является его участниками.

— В начале девяностых годов несколько дружественных семей в Москве собирались вместе, размышляли о воспитании и искали ответы на вопросы, которые обычно возникают у молодых родителей. Это было время некоего идейного слома в стране, и потому возникало много новых вопросов, требующих обсуждения.

Затем мы стали звать на наши встречи каких-то опытных людей: педагогов, психологов, врачей. Постепенно поняли, что то, о чем мы говорим — о воспитании, о детско-родительских отношениях, о должном и недолжном в поведении, о здоровье — интересует любого родителя. И что люди готовы провести целый вечер, обсуждая эти вопросы с кем-то, кто уже про это «профессионально» думал.

Так родилась региональная общественная организация «Семейный клуб родительского опыта “Рождество”»; и сегодня это — один из старейших родительских клубов России. Со временем многие участники этого клуба в поисках ответов на мировоззренческие вопросы стали воцерковляться. В том числе и благодаря тем духовникам, которых Господь приводил на наши встречи.

В процессе развития центра возникло и название, в которое мы вкладываем множество смыслов. Это и Рождество в высоком церковном смысле слова — Рождение Спасителя, знаменующее новый этап человеческой истории, и рождение ребенка в отдельной семье, которое тоже знаменует новый этап и переосмысление многих жизненных привычек.

С годами получилось так, что наш центр стал работать в четырех направлениях: культура здоровья, семейная педагогика, семейная психология и культурное поле современной семьи. В этих четырех направлениях множество авторских программ, которые создают и преподают детям и родителям специалисты — врачи, психологи, культурологи, педагоги с многолетним опытом работы. Это поле поиска, поле и родительского, и профессионального творчества. Все авторские программы объединены общей мировоззренческой основой — духовной традицией Православия.

Центр существует за счет родительских взносов и грантов. Программы у нас платные, потому что мы оплачиваем труд всех специалистов. Ведь то, что начиналось как некое занятие для души, превратилось в дело всей жизни. Причем многие специалисты за время работы в центре стали многодетными. К примеру, у руководителя центра, педагога Елены Давыденко — четверо детей, у ведущего психолога Екатерины Бурмистровой — 12.

Сейчас в Москве несколько филиалов центра «Рождество». Какие-то помещения для работы центра мы арендуем, какие-то нам предоставляют муниципалитеты. К примеру, одна из площадок работает на территории православной классической гимназии «Радонеж».

— Вы соавтор и научный руководитель программы «Введение в традицию». Что Вы вкладываете в это понятие: «традиции нашего народа»?

— Это слово — калька с греческого, и означает оно «передача». Веками из поколения в поколение любящие предки передавали любимым потомкам то, что помогало им жить и расцветать как личности, как народу. В этом контексте традиция понимается как поле ценностей и смыслов, которые одухотворяют человеческое бытие.

Сегодня вокруг слова «традиция» идет много споров. Язычники свою традицию предлагают вспомнить, неоязычники создают свою. Мы же вкладываем в понимание традиции православное содержание.

Наша программа охватывает очень большой период в жизни ребенка — от полутора до восьми лет. Вопросы православного вероучения, православной культуры пронизывают ткань занятий с детьми. Пользуемся мы воспитательным потенциалом традиционной педагогики: и игрой, и сказкой, и беседой по теме православного календаря, и рукодельем, и песенным, музыкальным строем жизни.

— Хорошо, когда любящие предки что-то передали своим потомкам. А если нет, и родителям приходится начинать с нуля, создавая это культурное поле? Как Вы думаете, можно ли в семье заложить традиции?

— Современному человеку, чтобы он вошел в свою традицию, пригляделся к ней и стал с ней на «ты», принял для себя все, что она может нести, нужен посредник, проводник. В данном случае — более опытный человек, который уже нащупал этот путь. Поэтому родители и объединяются, и ищут, кого услышать.

— Как рождаются Ваши авторские программы?

— В живом педагогическом поиске. В какой-то момент стало очевидно, что в разговоре с современным ребенком невозможна ригористика. Историко-культурный подход «Посмотри, как было…» оторван от его реальной жизни. Полезно, конечно, знать свою историю и культуру. Но было — и прошло. А искусство педагога как раз и заключается в том, чтобы вводить ребенка, семью в традицию, соединяя их сегодняшний день с теми ценностями и смыслами, которые вневременны.

К примеру, взять подвижные народные игры. Во многих из них «главные герои» — трудовые люди: кузнец-молодец, жнецы, пряха… Вроде бы нет этих персонажей в жизни современных детей, но абсолютно современно то, что между ними происходит, то, как они действуют. Остается значимость публичного социально приемлемого переживания победы, поражения. К примеру, если проиграл в игре, современный ребенок часто скажет: «Игра плохая, больше играть не буду!». А когда ребенка начинает воспитывать игра, он понимает, что нюни публично пускать не стоит, не нужно слабые свои стороны демонстрировать, вот сильные — другое дело, сдержать огорчение, а то и посмеяться над собой — вот что приемлемо.

— Дети помогают Вам открыть для себя что-то новое в педагогике?

— На ошибках происходит обучение, совершенствование педагога. Один из примеров — на уроке педагог с большим упоением рассказывает о том, как это важно, что праведные Иоаким и Анна привели Богородицу в храм, что Она там росла. А к следующему занятию одна из мам говорит, что дочка в воскресенье в храм со слезами собиралась, думая, что мама собирается там ее оставить. Это не частный случай, многие дети внутренне задаются неожиданными для взрослых вопросами: а почему же они Ее там оставили? Для преподавателя очень важно предугадывать такие детские вопросы.

Мы обычно говорим, что родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Затем просим каждого папу, каждую маму, присутствующих на занятии сказать, что они считают самым лучшим. И детей просим сказать. А в итоге оказывается, что все это есть в храме. Поэтому Иоаким и Анна и привели туда Богородицу.

— Какие сказки Вы используете в работе?

— В основном русские народные сказки. Причем рассказываем и показываем их с куклами, которые дети шьют с родителями. Многие родители сегодня заботятся о том, какой игровой материал находится в детской. Ведь если ребенку в руки не дашь игрушку, с которой он может разыгрывать прожитые любимые сюжеты, так он же возьмет что-то другое, что легко найти на полках магазинов.

— Часто родителям легче найти психолога, педагога, воскресную школу, чтобы ребенка чему-то учили. Возможно ли современным родителям научиться педагогическому мастерству самим?

— Мне кажется, родители всю жизнь как раз этому и учатся. Родители, которые своим детям не чужие, ищут, где бы этому поучиться. Какие прекрасные журналы выходят для родителей, и они востребованы. Интернет пестрит родительскими сообществами, где родители обмениваются опытом: где что посмотреть, куда сходить.

У родителей есть природная потребность выстраивать себя, проверять: я правильно действую или нет. Поэтому и популярны сегодня родительские клубы. Конечно, раньше так не было. Когда люди жили внутри традиции, а не знакомились с ней, как мы сейчас, все-таки опыт перенимался от старших к младшим. А сейчас так мало семей, которые могут этим похвастаться! И происходит горизонтальное присвоение ценного опыта от людей, погруженных в одну тему.

— Какие книги, статьи Вы посоветовали бы почитать?

— Есть несколько авторов, которые в свое время на меня повлияли. Мне кажется, родителям важно прочитать статью Н. И. Пирогова «Быть и казаться». Она посвящена острой теме: насколько личность человека определяет то, что он знает. И определяет ли, в частности, в такой сфере, как нравственность, духовность. Можно ведь экзамен по Закону Божию или «Основам православной культуры» на пять сдать, но при этом казаться знающим. На самом деле много знать о Христе, но Христа не знать. Где правда этого ребячьего бытия, как научиться ее слышать? Ответы на эти вопросы важно найти родителям.

Прекрасный «Закон Божий для самых маленьких» написала София Сергеевна Куломзина. Ее мысли о воспитании детей, высказанные, к примеру, в книге «Наша Церковь и наши дети», очень актуальны. Заново прочитывается наследие И. А. Ильина о русской культуре, о воспитании.

Есть прекрасные работы наших современников, которые также не приемлют «знаньевый» подход в дисциплинах, связанных с нравственностью, с православной культурой. Это книги педагога Л. В. Суровой. Программы председателя отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии протоиерея Сергия Коротких построены на умении так задать ребенку вопрос, чтобы пробудить его самостоятельность к размышлению и чтобы педагог, услышав ответ, мог построить от него свой следующий вопрос.

Много полезного написали для современных родителей Т. Л. Шишова и И. Я. Медведева. У современного опытного психолога, педагога И. Н. Машковой есть небольшая, но очень полезная книга «Семейный крест». Для организации детских праздников хорошо познакомиться со сборником О. М. Потаповской «Праздника святого солнышко взошло».

Для современных родителей важным подспорьем в деле воспитания может стать журнал «Виноград». У его коллектива можно каждому поучиться, как с современным человеком говорить о христианских ценностях внятным, ясным, понятным языком, не теряющим при этом глубины. Много ценного родители могут найти на портале «Слово». На радио «Радонеж» в программе «Детский час» мы также стараемся поддерживать разговор о святых, святынях, нашей культуре на понятном для современных детей языке.

Беседовала Марина Шмелева


Родителям

С работой семейного клуба родительского опыта «Рождество» вы можете познакомиться на сайте www.rojdestvo.ru.

На авторской странице А.А. Абрамовой, расположенной на портале «Слово» по адресу www.portal-slovo.ru/authors/7.php, вы можете найти тексты сказок, адаптированных для театральных постановок с детьми.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи