Они выросли и… остались в храме

Они выросли и… остались в храме

Ни для кого не секрет, что часть детей, воспитанных в воцерковленных семьях, в подростковом возрасте отходят от храма, а некоторые и вообще Церковь покидают, порой даже на всю жизнь. Можно ли как-то избежать этого? Какова мера ответственности родителей за религиозный выбор своих детей? Об этом мы беседуем с главным редактором православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиереем Максимом Первозванским.


— Отец Максим, как Вы думаете, почему вообще возникает такая проблема?

— Дело в том, что ребенок воспринимает ценности, которые исповедуют его родители. Отношение к жизни родителей является отношением к жизни и для детей. Это касается и отношения к Богу, к Церкви. Но подростки уже начинают вырабатывать свое, личное отношение к жизни. Они пересматривают и переоценивают многие вещи, которые в детстве воспринимаются без всякой оценки, просто потому, что так говорят родители.

Вопрос религиозного самоопределения — один из важнейших в жизни человека. Невозможно пришить свою голову на плечи своих детей. Дети, вырастая, будут сами определяться по отношению к Богу, и это не всегда происходит так, как хочется родителям. Нельзя забывать, что базовый принцип человеческой жизни — свобода.

Но, конечно, то, как детей воспитывали родители, накладывает свой отпечаток на их выбор. Ведь в каждом из нас есть ростки и положительного, и отрицательного. Какие из них разовьются, зависит от нас лично и от того багажа, с которым мы идем по жизни. Это касается не только религиозного самоопределения, но и жизни вообще. Если мама девочки была в разводе и сильно ненавидела всех мужчин, то это обязательно передастся ее дочери. Нельзя сказать, что дочка в обязательном порядке так же будет относиться к мужчинам. Но некоторый фон это задаст. То же и в религиозной жизни: воспитание родителей задает некий фон. А дальше человек всегда определяется сам. Иначе не было бы никакой личной ответственности.

— Можно ли к этому периоду в жизни детей как-то подготовиться, чтобы он прошел безболезненно?

— Есть принцип воспитания, заложенный в Священном Писании: Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 15). Каждый верующий родитель старается, чтобы его ребенок был изолирован от серьезных соблазнов и чтобы его душа питалась добрыми впечатлениями, молитвой. Но мы живем не в религиозном, а в светском государстве, у нас нет единой, обязательной для всех религии (хотя это тоже имеет для воспитания как свои плюсы, так и минусы). Поэтому если ребенка вообще изолировать от светской жизни, то она будет его непрерывно манить сверкающими огнями, а если свободно отпустить, то его туда и затянет. Тут всегда требуется некая педагогическая гениальность, интуиция, помогающая определить, что можно, а что нельзя. При этом к каждому ребенку свой подход нужен.

Мы не можем совершенно изолировать детей от всех проявлений, в том числе и массовой культуры. Родители должны сопровождать ребенка в его взрослении. И самое главное, что они должны сделать, — сохранить свой авторитет в глазах детей. Если дети в подростковом возрасте не оттолкнутся от родителей, это уже залог успеха. Конечно, ребенок утверждается в своем собственном бытии, понимая, что он другой, чем его родители. Но если при этом дети начинают ненавидеть и презирать все, что связано с родителями, этот нигилизм естественно распространится и на веру.

Обязательно должен сохраняться контакт с детьми, чтобы дети были готовы слушать, что говорят родители. И наоборот — нужно входить в положение детей, не становиться в позицию нравоучения сверху вниз, а быть старшими друзьями.

7e1dd6a8bf3813b6491fd98120492146[1].jpg— И все-таки мы видим примеры, когда подростки в храме остаются. Как Вы думаете, что этому помогает?

— Здесь есть несколько факторов, самый главный из которых — Промысел Божий. Бог избирает и призывает человека. И мы никак на это призывание повлиять не можем. Второй фактор — собственная свободная воля человека. И только третий фактор — все остальное, в том числе и родители, и приходские практики.

Конечно, если на приходе есть детская, юношеская, подростковая жизнь, ребенку будет проще. Ему проще, если у него есть православные друзья, православные дела. Но если его самоопределение в вопросах веры связано не с внутренним личным выбором, а с какими-то внешними факторами, то мы просто отодвигаем решение этого вопроса на более поздний возраст. У меня есть знакомая, мать двоих детей, у которой началась такая ломка, в том числе и в вопросах религиозного самоопределения. При этом до 30 лет у нее никаких кризисов не было.

Причем этот вопрос личного самоопределения не один раз в жизни встает. Мы ведь не Ангелы, для нас есть как покаяние, так и падение. Почему, например, пожилые люди начинают в храм ходить? Не потому, что им на пенсии делать нечего, как считают молодые. А именно потому, что очередной кризис личного самоопределения приходится как раз на предпенсионный и пенсионный возраст. Кстати, я знаю многих людей, которые в старости, наоборот, в храм ходить перестали.

— Расскажите, пожалуйста, о молодежном православном объединении «Молодая Русь».

— Это одна из старейших молодежных организаций в Москве, она существует с 2001 года. Многократно менялся ее состав, происходила смена поколений. Это говорит о том, что сама форма молодежной организации очень востребована. Причем ее участники — это не ребята, которые пришли в «Молодую Русь» из воскресной школы. Так сложилось, что возраст участников начинается с 22–23, а порой и с 25 лет. То есть это постстуденческий возраст. Почему так происходит? Я думаю, что в студенческой среде людям общения хватает и так. А если человек не создал семью к окончанию вуза, то у него возникает необходимость общения со своими сверстниками. И такое общение, включающее и просветительские мероприятия, и добрые дела, молодежь находит у нас в «Молодой Руси».

UES_0531.JPGПервоначально у нас были мысли создать именно организацию, которая бы развивалась, привлекала участников. Но сейчас фактически это именно молодежный клуб при Новоспасском монастыре, который на разные мероприятия собирает от 5 до 250 человек. Вот, к примеру, недавно у нас состоялась встреча с протоиереем Андреем Ткачевым, которая собрала более 200 человек.

К сожалению, в последние годы становится традицией, что на деятельные мероприятия людей собирается гораздо меньше, чем, к примеру, на праздник. В середине нулевых, наоборот, был пик социальной деятельности. У нас было порядка семи групп по 20 человек, которые помогали в нескольких госпиталях, нескольких детских домах. Причем это не то что задача была такая сверху поставлена, а просто желающих помогать было так много. Потом это резко пошло на спад.

— Как Вы думаете, с чем это связано?

— Видите ли, сейчас московские и подмосковные детские дома с материальной точки зрения полностью укомплектованы. Там какая-то острая помощь не требуется. А людям всегда легче помочь, когда есть острая нужда. А когда жизнь довольно сытая, требуется более тонкая, я бы даже сказал профессиональная помощь. Ну и требования детских домов к посещающим тоже возросли.

— Вы являетесь главным редактором православного молодежного журнала «Наследник». Когда и почему родилось решение о его создании?

— Еще в 1998 году мы проводили православные сборы град «Китеж» для старшеклассников под общей темой: «Что значит быть православным?» И естественным образом возникла идея создания газеты для участников этих сборов, которые проходили два раза в год. Цель газеты — не потерять друг друга в промежутках между сборами. Идея эта принадлежала вдохновителю сборов кандидату педагогических наук Александру Ивановичу Парамонову.

А потом, когда сборы прекратились, мы с уже состоявшейся редакцией издавали православную юношескую газету. Она была черно-белой, на 12 листах формата А4. И где-то в 2003–2004 году мы поняли, что эта форма себя изжила, и надо либо прекращать выпуск газеты, либо менять ее формат. А прекратить нам не дали ни тогдашний наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий (скончался в сане архиепископа Костромского и Галичского. — Ред.), ни те люди, которые оказывали нам материальную поддержку. И вот как раз в январе 2015 года исполнилось 10 лет с выхода первого журнала «Наследник». Интересно, что сначала авторами, редакторами были старшеклассники, и многие из них продолжают у нас работать до сих пор. Они поступили на факультеты журналистики, окончили и вернулись снова работать в журнал.

— Среди людей более старшего возраста распространено такое мнение, что молодым сейчас ничего не интересно…

— Знаете, так ведь всегда было. Всегда многим пожилым людям казалось, что молодые сейчас не те. Я для себя это так объясняю: сложно расставаться с этим миром, и чтобы было не так жалко, человек начинает себя уговаривать: «А здесь ничего хорошего-то уже и не остается». Всегда и во все времена были люди, которым ничего не интересно, были люди и подленькие, и, наоборот, были большие подвижники, очень неравнодушные, заинтересованные. Другое дело, что изменились темы, которые интересуют молодежь, те формы, в которые они облекаются. Они вот как раз могут и не совпадать с тем, что кажется правильным старшему поколению.

— И как же старшим налаживать это общение? Самим изучать темы, интересные молодым?

— Я думаю, что специально что-то искать и придумывать не надо. Если ты сам по себе интересен и что-то из себя представляешь, с тобой будут общаться, в том числе и молодые люди.

В основном кризис отцов и детей, описанный еще Тургеневым, строится по другой схеме. Наоборот, отцам ничего не надо, а дети что-то ищут. Молодость всегда максималистична, в ней не бывает полутонов. А вот в среднем и старшем возрасте человек начинает думать о теплом туалете, о спокойствии, о сытом желудке. Молодых же это не устраивает, им, как в той поговорке: жениться — так на королеве, воровать — так миллион. А людям среднего возраста свойственно соглашательство. Это и церковной жизни касается. Мы уже пожили, уже знаем, что с наскока эти вещи не берутся, мы готовы идти на компромиссы, в том числе с самими собой, своей совестью. Это не всегда однозначно хорошо или плохо. Просто каждому возрасту свое.

— Ваше пожелание родителям, педагогам: как они могут помочь своим детям остаться в храме?

— Надо самим интересоваться этой жизнью во всех ее проявлениях: тем, что происходит и в Церкви, и вообще в окружающем мире, самим стараться жить по-христиански, заниматься тем, что вам интересно. Знаете, когда в конце 80-х — начале 90-х мы создавали первые православные школы, не было таких требований и задач, чтобы было единое образовательное пространство. Самое главное требование было — учить тому, что тебе интересно самому. Тогда и дети будут заражаться твоим интересом.

Беседовала Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи