Суррогат какой-то

Суррогат какой-то

Суррогатная мать — это словосочетание сегодня у всех на слуху. Оно оказалось в центре самых жарких споров среди людей разных национальностей, положений, статусов. Суррогатная мама — это просто работа, за которую платят. И все. Только каким образом святое слово «мать» может находиться в сочетании, на мой взгляд, с безнравственным словом «суррогатная»? Мы решили побеседовать на эту тему с председателем Дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиереем Александром Писларем.

— Отец Александр, суррогатное материнство — тема, вызвавшая большой резонанс в обществе и, можно сказать, пошатнувшая моральные устои. Так что же такое суррогатное материнство — добро или зло?

— Есть официальная позиция, которая изложена в «Основах социальной  концепции Русской Православной Церкви». В этом документе говорится: «Суррогатное материнство, вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчикам, — противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной, духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытать кризис самосознания».

Мы видим, что сторонники суррогатного материнства приводят определенные доводы, которые защищают эту новую репродуктивную технологию. Самый главный их довод — данная технология даст возможность испытать радость материнства бесплодным парам, которых с каждым годом во всем мире становится все больше и больше. То есть эти люди получают возможность купить ребенка, я подчеркиваю: купить. И эта последняя деталь сразу указывает на то, что не все столь благополучно. Мы видим, что коммерческие отношения начинают вторгаться в область самых глубинных основ человеческой жизни на земле. Это область семьи, которая является основополагающей частью любого общества. Область отношений матери и ребенка, которая для абсолютно любого человека является святыней, строящейся на морально-нравственных и религиозных представлениях.

В социальной концепции говорится о том, что попираются естественные чувства матери, которая вынашивает ребенка, потом отдает его и получает за это материальное вознаграждение. Понятно, что женщина идет на это потому, что она нуждается в деньгах. Но что происходит в результате в душе этой женщины? Некий слом, не так заметный для окружающих, но который потом неизбежно отразится на отношении этой несчастной матери уже к своим собственным детям. Потому что женщина продала дитя, выношенное в своей утробе.

— Но ведь женщина отдала его людям, которые мечтали о ребенке…

— Когда человек отрекается от своего дитя — это сам факт того, что он отрывает от себя существо, которое являлось его частью. Тут уже уходит на задний план то, кому мать отдает малыша. Главное, что она отрекается от своего ребенка ради материальной выгоды.

Нельзя игнорировать тот факт, что в будущем сам ребенок может испытать глубочайший кризис самосознания. Ведь если мы немного углубимся в медицинскую сторону репродуктивной технологии, то увидим, что у ребенка, рожденного таким образом, может быть одновременно до 5 родителей. Первый — эта та женщина, которая выносила эмбрион в своей утробе. Вторая пара — доноры, давшие половые клетки. И еще одна пара — усыновители. То есть ребенок может быть не из эмбрионов усыновителей, а совершенно чужих им людей. И такие случаи не редкость. Вот представьте, такой ребенок начинает интересоваться своей родословной, национальностью и др. И рано или поздно он узнает тайну своего рождения. И кого он будет считать своими родителями? Анонимных доноров? Женщину, которая выносила его, а потом продала? Или людей, которые воспитали его?

— Принято считать родителем того, кто воспитал дитя.

— Безусловно. Родитель тот, кто воспитал человека, кто вложил в него часть себя. И приемные дети из детских домов, воспитанные неродными родителями, не свободны от этих переживаний. Раскрытие тайны их рождения также может стать причиной кризиса самосознания. Но это гораздо более мягкий вариант, нежели в случае с суррогатной матерью.

Давайте признаем, что суррогатное материнство существует как социальное явление. Женщина, которая продает ребенка, не может называться матерью. Суррогатными, образно говоря, конечно, могут быть деградирующие родители, которых по закону лишили родительских прав за то, что они превратили жизнь своих детей в череду страданий.

Но посмотрите, что у нас получается. С 2011 года государство фактически узаконило репродуктивную технологию, разрешающую мать называть суррогатной. Что следует ожидать от общества, которое позволит развиваться такому отношению к самому святому: материнству семье? Видимо, следует неизбежная деградация — мы возвращаемся к язычеству, когда люди использовали своеобразные репродуктивные технологии. Например, в Спарте слабых младенцев бросали в пропасть, а еще несколько веков назад в Японии отвозили престарелых родителей на пустырь, на погибель — эвтаназия, так сказать. Слабый не должен жить, так как не приносит пользу обществу. Сегодня, увы, полным ходом идет дехристианизация общества, облекающаяся в какие-то новые формы, современные технологии.

Но мы — люди культуры, выросшей из христианской цивилизации. Наша цивилизация основана на 10 заповедях, данных нам Спасителем, которые сейчас называют общечеловеческими ценностями, как для верующих, так и для атеистов. Если мы сейчас начнем подрывать эти самые ценности, наше общество станет другим. И мы увидим не только эвтаназию и суррогатное материнство, но и другие ужасные «вещи», которые отчасти уже себя проявляют. Здесь можем вспомнить примеры однополых браков, получающих сегодня преимущество перед традиционной семьей. Например, в Великобритании при решении вопроса усыновления ребенка преимущество дается однополым парам! А объяснение этому простое — в такой семье для ребенка больше шансов вырасти толерантной личностью! Это извращение базовых принципов человеческой жизни, которое показывает, что мы находимся уже не в начале процесса деградации. Мы испытываем агрессивное наступление язычества на современное общество. Общество противится этому, и голос Церкви имеет определяющее значение в данной борьбе.

— Защитники суррогатного материнства также утверждают, что данные технологии могут спасти от вымирания нации, да и вообще человеческий род. Ведь бесплодных пар с каждым годом становится все больше и больше.

— Для того чтобы бороться с проблемами, нужно понять причину. Проблема вымирания народа — причина нравственного и религиозного происхождения. Люди отказываются от рождения детей, потому что воспитание ребенка — определенный подвиг, самоотречение. А многодетная семья — особый образ жизни человека. То, что было раньше нормой жизни, сейчас исключение из правил. Люди отказываются от рождения детей, потому что ставят другие цели в жизни. И стремясь к этим целям, они ни перед чем не останавливаются, даже перед использованием неких медицинских технологий, которые навсегда могут лишить радости материнства женщин и любую семью.

Если мы обратимся к медицинской статистике, то увидим, что главная причина бесплодия — аборты, венерические заболевания и т.д. В 90% случаев бездетность — следствие духовных и телесных проблем. В жизни все взаимосвязано. Сознание верующего человека предполагает связь скорбных моментов нашей жизни с предыдущими поступками. И верующий человек понимает, что жизнь имеет цель — формирование человека как личности, готовой войти в вечность. И в процессе этого формирования мы учимся на своих ошибках. Человек по своей греховной испорченности удобопреклонен греху. Он, к сожалению, может совершать ошибки. Но терпя наказание за свои грехи, он может духовно меняться в лучшую сторону.

А в случае с суррогатным материнством мы видим другой подход. Человек потерял здоровье, не хочет смириться с этим, рассуждая: «Я любой ценой стану родителем» — и… покупает ребенка. Это пример ожесточенного, гордого человека.

Верующий человек, сохраняя надежду, что он станет родителем, пойдет другим путем. Он будет молиться, стараться изменить свою жизнь, принести покаяние в грехах, которые совершил, и надеяться на то, что Господь даст ему дитя. А если не даст — значит, он его усыновит. Ведь сегодня в детдомах огромное количество детей мечтают обрести приемных родителей. И они уже родились

Для сохранения рода человеческого, национальности надо бороться с проблемой через мировоззрение человека. Через понимание того, что жизнь — это священный дар, а рождение ребенка — счастье. Тогда, наверное, что-то начнет меняться.

Наталия Колоярова
Газета «Курьер Поволжье» от 11 декабря 2013 года


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи