Чтобы храм для детей был родным

Чтобы храм для детей был родным

Сегодня в православных храмах много детей, причем возраста самого разного. Их приводят и приносят родители, которые хотят дать своим чадам то, чего не было у них — церковную жизнь с младенчества. А есть и такие родители, которые сами еще только начинают узнавать Церковь, но уже поняли, что вне христианского мировоззрения в современном мире им будет сложно воспитать своих детей нравственными людьми. С какого возраста нужно начинать религиозное образование? Что способен усвоить ребенок в возрасте двух лет? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем православного семейного центра «Колосок» при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова Ульяной Владимировной Абрамовой.


— Ульяна Владимировна, расскажите: какие подразделения входят в ваш семейный центр?

— В него входят детская православная студия, воскресная школа, кружки, ансамбль древнерусского пения.

— С какого возраста к вам приводят детей?

— В студию приводят детей с двух лет.

— Как Вы думаете, желание отдать ребенка в студию связано с отсутствием достаточного количества детских садов? Или есть такой социальный запрос — развивать ребенка со столь раннего возраста?

— Думаю, такой запрос есть, особенно у самих мам. Из своего материнского опыта помню, что после года хочется с ребенком куда-то идти, поскольку дома все время сидеть становится уже тяжело. Хотя острой необходимости в год-два отдавать ребенка в студию, конечно, нет. Потому что нормальная мама дома с ребенком и лепит, и рисует, и простые песенки поет. И у нас в студии педагоги стараются привлечь к занятиям родителей, чтобы они не отстранялись от процесса обучения, а приучались заниматься с ребенком. Хорошо бы, чтобы, выучив новые методики, родители продолжили осваивать их с детьми дома.

А вот с трех лет желательно, чтобы с ребенком занимался профессионал.

— Почему именно с трех лет? Ведь сейчас многие считают, что в идеале мама должна с ребенком до школы сидеть дома. Ребенок в таком случае меньше болеет, больше привязан к семье, к родителям, у него более глубокие дружественные связи с немногими, но верными друзьями…

— Что касается детского сада, тут все зависит от материальных возможностей семьи. Если может мама себе позволить не работать, то и ребенка в детский сад не нужно отдавать. А вот на творческих занятиях педагоги могут многое дать не только ребенку, но и маме. Ведь не все глубоко интересуются темой воспитания, не у всех развиты творческие способности. На занятиях же они открывают для себя много нового.

— Проводите ли Вы отдельные занятия специально для родителей?

— Нет. Организовать их не получается по чисто техническим причинам — ведь родители приходят к нам на занятия с маленькими детьми. Пока идут занятия для детей, все педагоги заняты. А после занятий родители не могут оставить детей.

Но мы стараемся так построить занятие, чтобы и родители получали знания. У нас некоторые удивляются, зачем мы двухлетним детям рассказываем, к примеру, о Сретении? Мол, что они могут понять? А мы говорим, что это не столько для малышей, сколько для родителей. В последнее время проводим в конце занятия специальную «пятиминутку» для родителей — показываем презентацию о празднике или святом, рассчитанную специально на взрослых. Потому что у нас довольно много невоцерковленных родителей. Они приводят в православный центр детей, чтобы «их научили чему-то хорошему». Сначала взрослые с удивлением смотрят, как мы с детьми молимся перед занятием, но со временем привыкают. Потом кого-то из них мы уже видим в храме, на исповеди, причастии.

Перед каждым праздником мы стараемся готовить раздаточный материал для родителей, создаем для них библиотечку православных книг. Они берут, читают. Регулярно проходят собрания настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Абрамова с родителями, на которых не только решаем организационные вопросы, но и затрагиваем духовные темы. Родители, конечно, все разные, но много активных, неравнодушных людей.

5.1.jpg— Ваша цель — помочь в общем развитии детей или все-таки вы стараетесь способствовать их воцерковлению?

— Цель у нас — и творческие способности детей развивать, и первые понятия о вере детям дать, чтобы они были знакомы с явлениями духовной жизни. Чтобы знали, кто такие святые, что такое икона, храм, как прикладываться к иконе, как креститься. Важно, чтобы у детей было понятие совместной молитвы, ведь дома они молятся вместе с мамой, да и перед занятиями мы вместе читаем «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся».

Для малышей мы проводим уроки добра: берем сказку, часто разыгрываем ее в кукольном театре, а затем обсуждаем, кто правильно поступил, кто нет. Ребенок должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Причем не с точки зрения своего «я», своей выгоды, а с позиций христианства.

Важно также, чтобы помимо представления о светских торжествах, у детей было понятие и о православных праздниках. Мы отмечаем Пасху, Рождество, Покров. К этому дню педагоги с детьми месяца два готовят большую программу, дети на празднике получают подарки.

Кроме того, у нас еще есть праздничные занятия, посвященные двунадесятым праздникам, Масленице, дням памяти особо чтимых святых. Они скромнее по форме, но тоже проходят по особенной программе. У нас очень хороший музыкальный руководитель — Тамара Владимировна Чесакова. Она задолго начинает готовить с детьми песни к празднику. Причем иногда берет хорошие стихи и сама перекладывает их на музыку.

Также к праздникам на протяжении нескольких занятий мы готовим поделки, устраиваем конкурсы, чтобы оформить праздничную выставку.

— Кто приходит на эти праздники и праздничные занятия?

— У нас двери открыты для всех. Помню, приходили и родители, и дедушки с бабушками, и братья-сестры. Тесновато, но зато весело. Могут и дети не из студии прийти, но с ними тяжело, ведь они не адаптированы к помещению, к детям, не знают программу.

— Посещают ли ваши дети храм? И в каком порядке — добровольном или обязательном?

— В добровольном, конечно. Но мы рекомендуем родителям дни Причастия. У нас висит расписание служб, и там подчеркнут день, когда группа причащается вместе. Когда идем на прогулку, часто тоже заходим в храм (центр располагается рядом). Каждый воспитатель проводит цикл бесед о храме, об иконах. Важно, чтобы храм для детей был родным, знакомым местом, куда бы они могли зайти и не чувствовать себя чужими.

На всех собраниях отец Алексий призывает родителей хоть иногда причащаться и исповедоваться, самим меняться, себя воспитывать, стараться молиться дома, вместе с детьми ходить в храм. Хотя бы в интересах собственных детей. Ведь в противном случае возникает двойственность, которую ребенку понять тяжело.

— Дети знают имена своих небесных покровителей?

— Да, конечно, хорошо знают. Особенно дети постарше. Мы отмечаем именины, сделали специальный стенд, куда в день праздника вставляем икону святого. К этому стенду подводим детей, кратко рассказываем о житии, поем «Многая лета» имениннику. Потом, конечно, и «Каравай» поем.

— Как Вы, исходя из своего опыта, можете ответить на такой вопрос: а вообще, понимают ли малыши, что происходит в храме, усваивают ли ваши уроки?

— Я думаю, что да. Хочу привести в пример одну девочку — Полину. Ей сейчас два с небольшим года. Она практически не говорит, только несколько слов знает. Но при этом она очень серьезный, вдумчивый ребенок. Ее старшей сестре должны были сделать небольшую операцию, и родители при Полине стали переживать, что вдруг сестру оставят в больнице. Алену завели в кабинет, а Полина стала креститься и кланяться — молилась за сестру. И Алену отпустили домой.

Мне кажется, что уроки Закона Божия потом обязательно находят свое отражение в повседневной жизни детей. Одного мальчика при мне спросили: «Почему у тигра полоски?», а он не растерялся и ответил: «Потому что Бог его таким создал».

Дети, конечно, все очень разные из-за различного домашнего воспитания. Со временем они выравниваются, узнают, что можно, что нельзя. Ведь в некоторых семьях представления от том, «что такое хорошо, а что такое плохо», существенно отличаются от христианского понимания. Очень развито самолюбие — я самый первый, самый лучший, должен только выигрывать. Проигрывая, дети часто по-настоящему рыдают. Помню, как одна девочка перед эстафетой усиленно молилась, чтобы выиграть. И проиграла. Нам пришлось долго объяснять, что Бог не всегда исполняет наши прошения и почему так происходит.

— Какие книги, сайты, программы Вы посоветовали бы для занятий с дошкольниками?

— С малышами нужно просто брать детские книги хороших авторов, к примеру В. Г. Сутеева, К. И. Чуковского, и не просто читать, но и обсуждать, чтобы у ребенка возникал образ произведения. По рассказам из серии «Зернышки» мы даже ставим небольшие спектакли.

Замечательные мультфильмы, программы выходят на телеканале «Радость моя». Мы на уроках иногда смотрим их мультфильмы в записи. К примеру, у старших по Ветхому Завету была тема о сотворении мира. Мы разбирали сотворение рыб: я им делала презентацию, рассказывала, какие рыбы бывают, их особенности. Во время урока мы сделали интересный вывод: рыбы не поддаются дрессировке, они послушны воле Божией. А было такое морское животное — кит — которое также выполнило волю Божию необычным образом… И далее мы смотрели мультфильм про пророка Иону. А в конце обязательно задавали детям вопросы, чтобы понять, насколько они поняли мультфильм.

— Если родители не могут или не хотят водить детей в детский сад, можно ли самостоятельно устроить полноценные занятия дома?

— Творческие занятия можно постараться устроить, приложив к этому усилия. А что касается религиозных, нужно в первую очередь родителям с детьми регулярно посещать храм. И тогда ребенок будет иметь представление о том, кто такой батюшка, что в храме происходит. А если просто отдельно рассказывать истории из Евангелия, то это будут просто хорошие, добрые истории, которые ребенок не будет соотносить со своей жизнью.

Беседовала Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи