Граждане Святой Руси

Граждане Святой Руси

Все прихожане храмов, осознанно посещающие богослужение, знают, что каждое воскресенье (или Неделя) Великого поста имеет особое название, посвящено событию Священной истории или святому. Но не все обращают внимание, что первое и второе воскресенье после Троицы также особо отмечены в церковном календаре. О том, почему Неделя всех святых отмечается именно после Троицы, в чем отличие богослужения в день памяти всех русских святых, в нашей школе рассказывает клирик храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г. Ершова священник Кирилл Бауков. Итак, у нас снова урок литургики.

Первое воскресенье после Пятидесятницы носит название «Неделя Всех святых». Почему Церковь прославляет всех святых угодников Божьих именно в этот день, сразу после дня Святой Троицы? Потому что именно после сошествия Святого Духа на апостолов стала возможна святость в новозаветном понимании этого слова. До пришествия в мир Христа Спасителя были праведники, пророки, люди честной и чистой жизни. Но обожение стало возможно после Крестной Жертвы и Сошествия Духа Святого. После праздника Пятидесятницы Церковь показывает христианам действие и плоды благодати Святого Духа, которые освящали, просвещали, укрепляли всех святых. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «мы прославляем святых как утверждение того факта, что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из этих святых не рождался святым — они стали святыми, сопрягая свои внутренние собственные усилия с тем, чтобы открыть душу свою навстречу Божественной благодати». И пример тому — жизнь и подвиг сонма русских святых, память которых мы отмечаем во второе воскресенье после Троицы.

Святость как цель жизни

Праздник всех святых известен с конца IV — начала V века. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время.

Неделя Всех святых зависит от дня Светлого Христова Воскресения и Пятидесятницы, поэтому является праздником переходящим. Неделей Всех святых оканчивается период пения Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время церковного года, когда богослужение совершается по Октоиху и Минее.

С понедельника, после Недели Всех святых, начинается Петров, или апостольский, пост, который готовит христиан к великому празднику в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. День памяти апостолов — 12 июля — принадлежит к числу великих церковных праздников. Установив апостольский пост в этот период года, Церковь указывает на особую роль апостолов в деле распространения христианства. Апостолы и мученики стали первыми святыми новозаветной Церкви.

Какое значение для современных христиан имеет прославление всех святых? Мы должны для себя уяснить, что святость — это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Каждый православный христианин имеет залог Духа Святого, данного всем верующим в Крещении. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми — вы христиане лишь по имени, а не по существу: без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства.

Конечно, каждый христианин видит свою немощь, свою греховность, и верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1, 15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. «Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми», — пишет святитель Филарет Московский.

Служба русским святым

59968086_1275832403_all_rus_saints[1].jpgВо второе воскресенье по Пятидесятнице Святая Церковь прославляет всех святых, в земле Российской просиявших. Праздник этот возник еще в XVI веке, но за 200 лет синодального правления, когда Церкви пришлось жить и без Патриарха, и без Поместного Собора, о нем каким-то удивительным образом забыли. За весь синодальный период было канонизировано только десять святых, причем большая часть — в царствование последнего императора.

В начале ХХ века, в период великих и трагических потрясений, на Поместном Соборе 1917–1918 годов праздник был восстановлен. Первым, кто предложил восстановить память русских святых, был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев. Он же был автором, вместе со святителем Афанасием (Сахаровым), первой редакции службы праздника.

На одном из заседаний Борис Александрович представил Собору доклад, в котором говорится, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Священный Собор в заседании от 26 августа 1918 года заслушал доклад Тураева и, обсудив его, принял следующее решение:

«1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти всех святых русских.

2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста».

К несчастью, из-за гонений на веру и Церковь восстановленный Собором праздник русских святых снова едва не был забыт. Однако Великая Отечественная война внесла коррективы в планы воинствующих безбожников. В период временного ослабления кровавых гонений, в 1946 году, вышла в свет Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией и отредактированная святителем Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Службу всем русским святым в ее современном состоянии следует признать одним из самых значительных явлений в истории русской церковной гимнографии. Каждое песнопение службы содержит главное: искреннюю любовь и неподдельное благоговение авторов к прославляемым в ней святым, а это главное не только в гимнографии, но и вообще в служении Церкви Христовой. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Служба русским святым немного отличается от традиционных богослужебных последований. Например, поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах. Это перечисление (далеко не полное), занимающее минут 30–40, наполняет сердце верующего человека умилением и гордостью за Церковь Русскую, которая явила миру такое множество святых. Внимательно вслушиваясь в слова канона, вспоминая святых на литии, можно на протяжении одного всенощного бдения вспомнить и осмыслить всю историю нашей Церкви и нашего народа.

Некоторые тексты этой службы вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви, а стихира «Земле русская» стала настоящим гимном православной России. В этой стихире наше Отечество именуется новым домом Евфрафовым, авторы сравнивают Русь с Вифлеемом (древнее название Евфрафа), избранным градом для Рождества Спасителя. Также и Русь была избрана Богом, чтобы явить миру обильные примеры святой жизни.

Молитвами русских святых

Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина. Обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

Русские святые являются истинными патриотами нашей страны. Их трудами и молитвами создавалась Святая Русь. «Русь объединяла всех в единственном крове не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых, в земле Российской просиявших. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила», — пишет святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.

* * *

Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение!

Стихира «Земле русская»



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи