Благодарность за радость нечаянную

Благодарность за радость нечаянную

Пресвятая Богородица, Приснодева Мария — нет для христианина имени более благоговейно любимого, более святого и прославленного после Господа. Православная Церковь чтит Деву Марию как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», видит в Ней Ходатаицу перед Сыном за весь род человеческий. Свою любовь, свое преклонение люди выражают не только в молитвах, но и возводя в честь Матери Божией храмы, часовни,монастыри, создавая иконы. В церковном месяцеслове редкий день нет празднования в честь святой иконы Богородицы. Память одной из таких икон мы отмечаем 14 мая.

«Человек некий беззаконный…»

«Нечаянная радость» — какое необыкновенное название… Икона названа так потому, что те, кто с искренней верой и любовью прибегают к помощи Пресвятой Богородицы, через эту святую икону получают нечаянную радость — прощение грехов и утешение.

Чудесный случай, ставший поводом для написания этой иконы Божией Матери, был впервые описан святителем Димитрием Ростовским. В 1683 году святитель, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре, создал чудесное произведение — одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе, «Руно орошенное». Он описал, как перед каждым явлением чуда исцеления на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Димитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как божественная роса по молитве одного из судей израилевых — Гедеона — окропила руно.

Одно из описанных в этой книге чудес подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы с названием «Нечаянная радость». Святитель Димитрий Ростовский начинает историю иконы словами: «Человек некий беззаконный…». Жил один грешник, известный непотребными делами. Но при этом он благоговейно почитал Богородицу и часто молился перед Ее иконой. В очередной раз собираясь на греховное дело, он подошел к иконе. «Радуйся, Благодатная…» — только и успел произнести слова Архангела Гавриила, обращенные к Деве Марии в день Благовещения. И замолчал, потрясенный увиденным. У Богомладенца, Которого держала Богородица, на руках, ногах и в боку открылись кровоточащие раны. Не помня себя от ужаса, грешник пал ниц и закричал:

— Кто посмел сделать это?

И услышал скорбные слова Богоматери:

— Ты и прочие грешники вновь распинаете Сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.

Горькими слезами стал обливаться грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты. Он осознал свою вину и искренне взмолился к Царице Небесной, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

Богородица тут же произнесла молитву: «Прости вся дела его, елико содея». Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

— Помилуй меня, умоли!

6.2.jpgКак пишет святитель, тогда Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?». Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил и исполнял Его. Он сказал, что Он — Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая Ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Бросился к иконе прощеный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и Сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь.

Эта история и послужила поводом для написания иконы «Нечаянная радость». На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: «Человек некий беззаконный…»

Мы не знаем, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, Святитель как бы говорит, что эта история относится к каждому из нас. Мы должны с Божией помощью увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

Каждый верующий, обращающийся с молитвой к Пречистой Богородице, должен хорошо понимать, что нельзя сочетать греховную жизнь и моление, нельзя просить у Матери Божией об успехе дела беззаконного. В то же время, икона «Нечаянная радость» вселяет в нас веру, что нет греха, который, будучи уврачеван покаянием, мог бы отвратить от нас Царицу Небесную и превысить милосердие Господа.

Чудо исцеления души

Время и место происхождения первообраза неизвестны. Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России, начиная с XVIII века. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость — это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви. А самое великое чудо — это исцеление человеческой души, ее спасение через глубокую душевную перемену.

До революции 1917 года наиболее известный чтимый список иконы «Нечаянная радость» находился в московской церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках. Он был пожертвован храму в 1835 году по завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года образ стал прославляться чудесами. В 1838 году после молебна перед иконой произошло возвращение слуха вдове Анисье Степановне, страдавшей до этого глухотой в такой степени, что не могла слышать даже колокольного звона.

Другой почитаемый список находился в кремлевской церкви Благовещения на Житном дворе.

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость» находится в Москве, в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. Еще один чудотворный образ раньше находился в Кремле, в малом храме равноапостольных Константина и Елены. Затем, после его разрушения, переместился в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а с 1944 года размещается в храме во имя Илии Пророка в Обыденском переулке.

От этих икон происходили самые разные чудотворения — исцелялись больные, особенно потерявшие слух, и с возвращением слуха духовного возвращался слух и физический. Молитвы перед этой иконой помогали отчаявшимся родителям, чьи дети сбились с истинного пути и пошли по пути греха.

6.3.jpgМы часто живем, не замечая своей греховности, проявляем равнодушие, зависть, гнев, проходим мимо людей, которые нуждаются в нашей помощи, а то и совершаем самые тяжкие грехи, не задумываясь о спасении своей души. Более того, часто мы, уподобляясь грешнику на иконе «Нечаянная радость», просим Господа о благословении беззаконных дел, оправдывая себя и считая их вполне безобидными, просим о том, чего сами хотим, противимся воле Божией. Но если мы сможем в фигуре грешника увидеть себя, поймем степень своего падения, осознаем, что нужно срочно раскаяться и молиться о спасении, то сможем надеяться на благодатную радость, которая всегда дается «нечаянно».

«Нечаянная радость» — икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда являются не сразу. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. «Трудись и молись», — учили древние подвижники. И только после усердной и искренней молитвы посетит нас неожиданно прощение, Божия благодать, «нечаянная радость».

Нечаянная — значит нежданная, негаданная, как снег на голову, как подарок. Нечаянные, нежданые радости очень украшают нашу жизнь и дают большое утешение. Иногда это может быть доброе слово совсем незнакомого человека, или звонок хорошего друга, или солнце на небосклоне после недели непогоды, или неожиданное выздоровление после тяжелой болезни… Нашим ответом на нечаянную радость должна быть благодарность, которая выражается в молитве.

Икона «Нечаянная радость» учит нас благодарной жизни. Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться, надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? «Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая». Верные — это те, кто показал свою верность и делом, и словом, и ненавистью к греху, и молитвой.

Подготовила Наталья Жукова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи