Успенские храмы

Успенские храмы

 Завершился скромный, исполненный трудов, страданий и тихого служения людям земной путь Девы Марии. Она отошла ко Господу, но при этом осталась для каждого верующего человека Помощницей и Заступницей. И в благодарность за это с древности строили люди храмы в честь Успения Богоматери. Наш рассказ о некоторых из них.

 

На Святой Земле

Два храма особенно напоминают нам об этом событии в Иерусалиме. Это католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен в немецком аббатстве ордена бенедиктинцев в Иерусалиме, на вершине горы Сион. Храм построен на месте дома апостола Иоанна Богослова, в котором, как мы знаем из Священного Предания, Пречистая Дева пребывала после Вознесения Христа и до гонений, которые начал против христиан Ирод Агриппа. В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

храм в честь Успения Богородицы в ГефсиманииИ еще один храм построен в Гефсимании — в местности у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон. Именно здесь, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника, повелела похоронить Себя Пресвятая Дева.

Пещерная церковь Успения Богородицы построена над гробницей Божией Матери. Первый храм на этом месте построила святая равноапостольная царица Елена в 326 году. В XI веке его разрушили, но уже в 1161 году храм восстановила королева Иерусалима Мелисенда. Она украсила стены храма фресками, а после смерти была здесь погребена.

Храм расположен под землей, поэтому от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня) с гробом Богородицы. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Сердце Московского Кремля

На Руси Успенские храмы стали строить сразу после Крещения. Этому событию была посвящена Десятинная церковь, которую построили по приказу святого равноапостольного князя Владимира. Успенский собор стал центром Киево-Печерской Лавры. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский украсил величественным Успенским собором Владимир. И Успенский же собор является сердцем Московского Кремля.

Успенский собор Московского КремляПатриарший Успенский собор — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Москва стала столицей, и потому отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Руси.

В конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (в 1475–1479 гг.) здание, и поныне украшающее Московский Кремль.

Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с шестью тонкими высокими столпами. Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации акафиста — гимна в честь Богоматери.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

До 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

После революции Успенский собор был превращен в музей. И лишь в 1990 году здесь были возобновлены богослужения, хотя большую часть времени Успенский собор работает как музей, привлекающий внимание многих отечественных и зарубежных туристов.

Жемчужина Лавры

Успенский собор в Троице-Сергиевой ЛавреУспенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, является одним из центральных храмов и настоящим украшением Троице-Сергиевой Лавры. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение, он строился на протяжении нескольких лет — с 1559 по 1585 год.

По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Его величественный облик характеризует строгая простота и лаконизм архитектурного языка.

Стены, столбы и своды покрывают великолепные фресковые росписи, выполненные в 1684 году ярославскими и местными мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым. Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII–XIX веков она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд».

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких. Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского.

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608–1610 годам, времени героической 16-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.

В соборе с южной стороны в стеклянном саркофаге хранится его главная святыня — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Затем гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.

Масштабные реставрационные работы, которые проводили к 700-летнему юбилею рождения преподобного Сергия Радонежского, позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту великолепную жемчужину Троице-Сергиевой обители.

Подготовила Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи