Ответственность за веру ближнего

Ответственность за веру ближнего

Многие верующие мечтают привести к Богу своих родных и друзей. Но когда наш ближний переступает порог храма или подходит к таинству Церкви по нашему совету, заканчивается ли здесь наша проповедь об Иисусе Христе? Несем ли мы ответственность перед Богом за эти первые шаги?

 

Просьба о духовной помощи

Слова преподобного Никона Оптинского «Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем» могут напомнить и о том, почему человек приходит к Богу. Бывает, что человек, ищущий Бога, видит в ближнем своем живую проповедь Евангелия, которая и заставляет его изменить жизненный путь. Но бывает и наоборот: встретив на своем пути верующего, человек не меняет образ своей жизни.

Люди нецерковные считают прихожан храмов образцом духовной жизни и знатоками веры. И любые слова, сказанные ими, воспринимают как авторитетное и неукоснительное руководство к действию. Поэтому в жизни любого христианина наступает такой момент, когда к нему с просьбой о духовной помощи обращается ближний, «не знающий веры»: друг, коллега по работе, знакомый. И просьба о помощи может быть разной: могут спросить о том, какой сегодня праздник, а могут и задать давно волнующий вопрос о духовной жизни.

Мы радуемся, что ближний наш, так сказать, «потянулся» к вере. Начинаем рассказывать о вере, о том, как подготовиться к церковному таинству: что прочитать, как прийти, как правильно сделать. И втайне надеемся на то, что наш ближний скоро переступит порог храма. Но в этот самый момент мы очень редко спрашиваем «ищущего» человека о том, верует ли он в таинство? Причем не в то, что участие в таинстве обеспечит ему исполнение просимого. А верует ли он в истинный смысл Таинства и стремится ли осознанно принять в нем участие.

«Верую, Господи, и исповедую»

В одну из воскресных Литургий к Чаше Христовой подошла мама с маленьким ребенком, которого хотела причастить. Ребенок, испугавшись незнакомой обстановки и ситуации, начал вырываться из рук мамы и старался отвернуться от Чаши. Причастить ребенка по этой причине не было возможности, и женщина, расстроившись, отошла в притвор, успокаивая свою дочку.

6-2 (4).jpgПо окончании Литургии они ждали меня при выходе из храма. Мама начала расспрашивать о том, почему ее дочка не захотела причащаться и что теперь ей делать. Я спросил ее, почему она захотела причастить свою дочку и кто ей подсказал это сделать. Она рассказала, что дочка с первых лет своей жизни постоянно болеет, и выздоровление проходит очень медленно. После многих лет лечения ее знакомая посоветовала приходить в храм и причащать дочку, сказала, что ей будет лучше. Начал спрашивать у мамы: знает ли она, что такое Причастие, зачем и для чего оно нам дано. Она ответила отрицательно.

И таких примеров, к сожалению, очень и очень много. Подводя ребенка к Чаше Христовой, родители не всегда знают, что это за таинство. Бывает, во время Божественной литургии заходят мама или бабушка с ребенком — посмотреть храм, поставить свечу, приложиться к иконе, помолиться. И тут же их «вне очереди» прихожане отправляют причащаться со словами: «Ребеночка надо причастить. Проходите вперед». И они безропотно идут к Чаше, даже не услышав, зачем и почему это надо сделать. В лучшем случае могут услышать ответ, что ребенка обязательно надо причастить, чтобы все было хорошо, чтобы не болел.

Возникает вопрос: «Как можно посоветовать идти причащать ребенка, если родители не знают, что такое Причастие? Где вера взрослого за ребенка?». Перед Причастием священник выходит на солею с Чашей Христовой и произносит молитву. В ней говорится не о том, как лично сам священник верует, а как верует каждый из подходящих к Причастию. От лица всех причастников священник произносит эту молитву Господу: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Как же относятся его слова к тем людям, которые подходят к Чаше или подносят ребенка и не веруют, что это есть самое пречистое Тело и самая честная Кровь Иисуса Христа?

В тот самый момент, когда мы нашему ближнему советуем причастить ребенка или самому причаститься, но не рассказываем о том, что такое Таинство Причастия, — наверное, в этот самый момент мы становимся ответственными перед Богом в том, с каким устроением сердца, ума и веры наш ближний подходит к Таинству Причастия. Ведь по нашим словам человек подходит к Причастию, и по нашему молчанию не узнает, для чего оно нужно.

Боязнь ошибки

Каждый христианин знаком с такой ситуацией: когда он готовится к Причастию, то очень внимательно смотрит, чтобы все молитвы были прочитаны, пост не нарушен, и в сердце не было никакой обиды или скверны. Или, например, не пропустить утреннее или вечернее молитвенное правило. Таких ситуаций в нашей жизни много. И все они сводятся к одному — не совершить грех и не обидеть Бога. И сколько потом бывает переживаний, сомнений, когда совершили ту или иную ошибку, грех или неправильно совершили церковное чинопоследование.

Очень боимся совершить малый проступок, ошибку, нарушить молитвенный чин, но почему-то не боимся или не задумываемся о том, что человек без веры в таинство подводит ребенка к Причастию по нашему совету. И почему-то сохраняется принцип — обязательно надо причастить, хоть и неизвестно, верует ли человек в Таинство Евхаристии.

Святитель Василий Великий предостерегает людей, которые причащаются неосознанно: «Приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого дается Причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы». Польза для души лежит в основе всей нашей христианской жизни. Молимся, потому что получаем от этого пользу. Причащаемся, постимся, читаем Евангелие, святоотеческую литературу — делаем все это, потому что оно доставляет нам пользу, — приближает нашу душу к Богу.

Быть христианином — это не значит быть человеком, только соблюдающим все посты, вычитывающим все молитвы и живущим по уставу Церкви. Быть христианином — это еще и быть ответственным за проповедь ближнему человеку, и дать потом ответ перед Богом за эту проповедь.

Когда мы советуем человеку подойти к таинству, то мы становимся ответственными за устроение сердца, ума и веры нашего ближнего. В какой-то мере каждый из нас становится учителем — наш ближний в нас видит, прежде всего, образец слова и жизни всей Церкви.

Каким человек станет христианином, зависит и от нас, потому что мы его так научили. Мы взяли на себя ответственность научить и привести человека к Богу и должны ее выполнить в максимальной степени своих сил и возможностей. В такой степени, чтобы для ближнего открылся путь ко Христу, Его Церкви. Такой путь, который раскрывается в Евангелии, и никакой другой.

Если допускаем, что ближний наш подводит ребенка к Таинству Евхаристии, не веруя и не исповедуя, т. е. не зная, что есть это таинство, то каким будет христианство нашего ближнего?

«Вечери Твоея тайныя»

Сам Спаситель, перед тем как преподать ученикам Таинство Евхаристии, неоднократно говорил о том, что это такое и для чего оно дается. Слова Спасителя о Таинстве Евхаристии были сказаны за год до того, как Он преподал ученикам это таинство: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54).

Последние слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 20), не есть ли это образ проповеди по отношению к Таинству?

Сначала надо узнать, что такое Таинство Евхаристии, уверовать и только потом приступить к Чаше Христовой. И по отношению к ближнему нашему — узнать, верует ли человек, что есть это таинство, и только затем советовать ему причаститься. И, наверное, в этот самый момент мы снимаем с себя ответственность за то, что человек неосознанно подошел к таинству. Но не снимаем с себя ответственности за нашу проповедь.

Целью нашего слова должно быть не желание, чтобы ближний наш поскорее подошел к Чаше Христовой, но чтобы ближний подошел к этому таинству осознанно, дабы Таинство Евхаристии для него стало «не в суд или во осуждение, …но во исцеление души и тела».

Священник Стахий Сахаров

*****

Как объяснять детям

Годам к трем-четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл Таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано Таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Таин? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу.

Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.

С. С. Куломзина «Семья — малая Церковь»


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи