Ветхозаветные прообразы Креста Господня

Ветхозаветные прообразы Креста Господня

В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем о том, как в IV веке стараниями равноапостольной царицы Елены была обретена великая святыня. В честь этого события был установлен двунадесятый праздник, для которого церковные песнотворцы создали прекрасные глубокие произведения. Если мы внимательно вслушаемся в их тексты, то увидим, как авторы связывают новозаветные события с ветхозаветными, находят в Ветхом Завете прообразы Креста Господня. Об этом — речь в нашей церковной школе.


В замечательной по глубине и богатству содержания службе, посвященной Воздвижению Креста Господня, раскрывающей смысл и значение Голгофской Жертвы, Святая Церковь напоминает верующим несколько моментов из ветхозаветной истории, в которых отразились прообразы Живоносного Древа. Крест — глава нашего спасения — источник бесчисленных благ. Когда случается сопоставлять новозаветные и ветхозаветные библейские параллели, то приходят на память слова Господа, сказанные Им окружавшим Его иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).

Прежде всего Святая Церковь отмечает такую историческую аналогию. Некогда райское дерево причинило смерть человечеству в лице прародителя Адама, преступившего в раю заповедь Божию. Благословенное Древо Крестное возвратило человечеству жизнь. «Древом подобаше древо исцелити». Растущее посреди Едема дерево принесло человечеству смерть, водруженное посреди всей земли. Древо стало источником жизни; вскусившие от плодов первого, будучи нетленными, стали тленными, второе Древо стало источником нетления. Первый из людей, вкусивший от дерева, впал в тление и, осужденный на бесславнейшее лишение жизни, сообщил болезнь всему роду, но мы, земнородные, чрез Древо Креста возвращены к Богу. Прельстивший через вкушение запрещенного плода в раю наших прародителей был повержен чрез Древо же.

Дальше следует перечень ряда событий ветхозаветной библейской истории, прообразовавших Крест Христов. Многократно повторяется известный случай с патриархом Иаковом. Когда пришло время Иакову умереть, он пожелал дать благословение наряду со своими сыновьями и двум внукам, сыновьям своего любимца Иосифа: старшему Манассии и младшему Ефрему. Иосиф подвел своих сыновей к престарелому и к тому же лишившемуся зрения отцу. В правой руке он держал младшего сына Ефрема, а в левой — старшего Манассию. Таким образом, Иаков должен был свою правую руку возложить на голову Манассии, а левую — на голову Ефрема. Но Иаков совершил обратное действие: правую руку возложил на голову младшего Ефрема, а левую — на голову старшего Манассии. Таким образом, руки Иакова изобразили знак креста.

Иосиф полагал, что слепой отец ошибся, дав предпочтение младшему перед старшим, и пытался было поправить его, но Иаков настаивал на своем и не позволил переложить его руки, ибо младший брат будет могущественнее старшего (см.: Быт. 48, 13–20). В одной из стихир на великой вечерне праздника прообразовательное действие библейского патриарха Иакова объясняется таким образом: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков внукам благословение даруя, на главах пременены руки сотвори, действие являя Живоноснаго Креста».

В одной из стихир на литии, принадлежащих перу Киприана Студита (IX век), эта же мысль высказывается в таких выражениях: «Рук пременение (переложение) патриарха Иакова на благословение чад, державное Креста Твоего предъявляше (предуказывало) знамение».

Прошло несколько лет. По повелению Божию боговидец Моисей силой крестной и мышцей высокой вывел народ еврейский из Египта. Спустя немного времени освободившиеся от рабства Египетского подошли к Чермному (Красному) морю. Но за ними в погоню устремились в большом количестве фараоновы колесницы. Казалось, не было спасения для евреев. Впереди перед ними открывалось бушующее море, а позади их настигали египетские колесницы. Народ в ужасе возроптал на Моисея: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?.. Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне. Моисей стал взывать ко Господу. И сказал Господь Моисею: Подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше (Исх. 14, 16).

По слову Божию, Моисей ударил жезлом по морю. Море расступилось, и пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же были им стеной по правую и по левую стороны. Вслед за ними устремились и фараоновы колесницы. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и …вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды (были) им стеною по правую и (стеною) по левую сторону (Исх. 14, 26–29).

Как следует из библейского текста, Моисей двукратным действием своего жезла изобразил знак креста. Вертикальная линия креста была нарисована первым ударом жезла, разделившим море, а горизонтальная линия — взмахом жезла для соединения морских вод. Именно об этом начертании Моисеем над морем знака креста рассказано в первой песни канона на Воздвижение: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие; тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».

Евреям пришлось столкнуться с амаликитянами. По поручению Моисея Иисус Навин выбрал из среды народа для сражения с амаликитянами наиболее сильных. Под предводительством Иисуса Навина стали сражаться. Когда это происходило, Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на вершину холма и стал на молитву, воздев к небу руки. Когда он поднимал руки, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, брали верх амаликитяне. Тогда Аарон и Ор устроили для Моисея из камня сидение и стали поддерживать его руки: один — правую, а другой — левую. И были руки Моисея подняты до захождения солнца. Иисус Навин победил Амалика (см.: Исх. 17, 8–13).

Христианский писатель II века Иустин Философ писал, что евреи победили амаликитян не только потому, что Моисей молился, но и потому, что, в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение Креста. В службе на Воздвижение Святая Церковь неоднократно вспоминает об этом знаменательном событии: «Егда Амалика Моисей побеждаше, на высоту руце имея крестоявленно, образоваше Христову страсть пречистую» (стихира на стиховне).

Уже у врат Земли обетованной евреи подняли обычный ропот и против Господа, и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (манна). В наказание за такой ропот Господь послал на народ ядовитых змеев… и умерло множество народа из сынов Израилевых. Народ осознал свой грех пред Богом и заявил Моисею: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев.

Моисей выполнил эту просьбу народа и помолился Господу. Господь приказал ему сделать медного змея и выставить его на знамя. Ужаленный, взглянув на медного змея, оставался живым (см.: Чис. 21, 5–9). Что представляло собою знамя, на котором был помещен медный змей? Проще всего думать, что дело обстояло так. К вертикальному, более длинному брусу, на некотором расстоянии от его верхнего конца прикреплялся брус горизонтальный, более короткий. На таком знамени удобно было поместить изогнутого змея. Но в таком случае это знамя имело форму креста, отличавшегося от Креста Голгофского только тем, что брусья были значительно тоньше и брус горизонтальный был значительно короче.

На прообразовательное значение медного змея указывал и Сам Спаситель: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14–15). Отмечая факты из ветхозаветной истории, в которых отразилось прообразовательное значение Креста Господня, Святая Церковь в службе Воздвижению Креста говорит: «Днесь пророческое исполнися слово…» или: «Днесь, яко воистинну святовещанный глагол Давидов конец прият, глас пророков Твоих Исаии и Давида исполнися, пророков гласи Древо Святое предвозвестиша».

Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имен, в частности, упомянут пророк Иона. Некогда пророк Иона ослушался воли Божией и, чтобы не идти в Ниневию, бежал в Фарсис. Но во время плавания корабля поднялась буря, и Иона был выброшен в море, где его проглотил кит, во чреве которого он пробыл три дня и три ночи. Помолился Иона Господу Богу из чрева кита, и, по слову Господню, кит изверг Иону на сушу (см.: Иона 2, 1–11).

Церковный песнописец отмечает, что молившийся в недрах китовых Иона крестовидно распростер свои руки: «Воднаго зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше».

Заканчивая обзор ветхозаветных прообразов Креста Господня, отраженных в богослужении Воздвижению, вспомним случай с двумя учениками Христа Спасителя — Лукой и Клеопой, шедшими в Эммаус в тот же день, когда совершилось Воскресение Его. Они были смущены тем, что Учитель их был распят; в Воскресении Его они не были уверены, и встреченному, но неузнанному Христу рассказали о крушении своих надежд: Христос упрекнул их в том, что они не поверили всему, что предсказывали пророки. И, начав от Моисея, Он стал изъяснять им сказанное о Нем пророками во всем Писании. Можно с уверенностью утверждать, что Господь раскрыл Своим спутникам и мессианский смысл библейских прообразов Креста Своего, ибо на Кресте совершилось искупление и спасение людей, Крест стал главою нашего спасения.

Профессор В. Никонов. Журнал Московской Патриархии, 1953, № 9


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи