Обычные будни поста

Обычные будни поста

Многие знают, что Великий пост идет 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Святую Четыредесятницу и пост Страстной Седмицы. Но для чего Церковь установила пост, который для многих кажется таким длинным? Что дают верующим длинные, порой довольно монотонные богослужения Великого поста? Об этом мы поговорим на уроке в церковной школе.

Строгость первых христиан

В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея и Илии. В Новозаветной Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание сорокадневного поста Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься Своим ученикам. Святые апостолы приготовляли себя к служению, к проповеди Христовой веры. Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69).

Строгость первых христиан поражает наших современников, но при этом многие забывают о том, что древняя Церковь жила всегда в предвкушении встречи со Христом, а пост и молитва как раз и были «провожатыми» в этом трудном пути. Вся жизнь христиан менялась в эти покаянные дни: «Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное». Это известные воспоминания русского писателя ХХ столетия Ивана Сергеевича Шмелева, который посвятил многие свои произведения церковной жизни позапрошлого столетия. Впечатления от встречи с Великим постом, которые писатель пережил в детстве, показывают нам, как наши предки говели и молились Великим постом.

Особый аромат поста

К сожалению, мы не все знаем о церковных традициях нашего народа. Но Церковь учит нас, как правильно встретить и проводить Великий пост. А как учит? Тем, что сохраняет в себе все богатство церковного благочестия и безвозмездно отдает его людям. Поэтому в Церкви все предельно строго, но эта строгость любящая, родительская.

Церковь позволяет многим соблюдать пост исходя из физических возможностей. Но в любом случае для несения этого подвига церковные люди спрашивают благословения у священника. И стоит заранее обговорить все вопросы, потому что при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может принести не пользу, а вред и душе, и телу.

Стоит отметить, что большинство людей приходит в храм Великим постом на большие праздники. Это, безусловно, хорошо, но обычные будничные дни почему-то многие прихожане оставляют без внимания. И совершенно напрасно. Многие скажут, что поход в храм занимает много времени и сил, которые можно потратить на свои «обязательные» дела. Но те, кто не пренебрегает в будние дни сходить в храм, к удивлению для многих скажут, что именно молитва в храме приносит силы идущему навстречу воскресшему Христу.

Войдя в храм Великим постом, мы можем увидеть, что все вокруг говорит нам о посте и покаянии. В будние дни духовенство облачается в одежды черного цвета, а песнопения поются особым постовым распевом. И даже аромат в храме особенный, его можно почувствовать только постом. «Незабвенный, священный запах», — так вспоминает этот аромат И. С. Шмелев. Даже красные лампады и завесу Царских врат поменяли на темные цвета. Все говорит нам о посте.

Покаянный настрой

Сам пост состоит из семи недель. Каждая неделя называется, по порядку наступления: первой, второй и т. д. седмицей Великого поста. Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается великое повечерие, которое может совершаться, кроме седмичных дней Великого поста, лишь в составе всенощного бдения Рождества Христова и Богоявления. Его совершение в великопостные дни говорит об особом значении этих дней для православного христианина.

Повечерие, соответственно названию — то, что совершается по вечере, то есть после ужина. В схему Великого повечерия входит торжественное песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Однако преимущественное содержание его псалмов и молитв — покаянное. Это проявляется и в содержании псалмов первой части (4, 6, 12, 24, 30, 90), и особенно во второй части, где читаются покаянные 50, 101 псалом и молитва Манассии, царя Иудейского: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль…» Затем поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». В тропарях первой части и молитвах третьей части повечерия испрашивается благословение на ночь.

На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета). Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтири. Это касается как домашней, так и церковной молитвы.

Для будничных служб Великого поста характерно исполнение большого числа земных поклонов, которые помогают усердно участвовать в общей молитве не только духовно, но и телесно. Каждое богослужение суточного круга имеет особое великопостное окончание с молитвой преподобного Ефрема Сирина, сопровождаемой шестнадцатью (4 земных и 12 поясных) или только тремя земными поклонами. На вечерне и великом повечерии священник на амвоне и хор попеременно исполняют тропари, посвященные Богородице, Иоанну Крестителю, апостолам, храмовым святым, при этом совершаются земные поклоны. На часах вместо тропаря и кондака праздника поются тропари часа со стихами, и после каждого стиха делается земной поклон. Тропари и стихи у каждого часа свои, они выявляют литургическую тему этой краткой службы.

Великопостные Литургии

Самое большая особенность Великого поста то, что во все продолжение Святой Четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает обычной Литургии (если в эти дни не случается праздника). Это древняя практика, и она связана с тем, что Литургия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные, — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах. Поэтому в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от традиционной Литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба — это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

В нашей епархии многие прихожане уже отметили практику совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. Надо заметить, что на эту службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной Преждеосвященной Литургии за весь пост. По этому поводу Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес следующее определение: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным». В нашей епархии Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду вечером и те христиане, которые желают Причаститься на этой службе, обычно воздерживаются в пищи и питие не менее шести часов. Однако воздержание перед Причащением с полуночи весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.

В первые пять воскресений Великого поста совершается Литургия святителя Василия Великого, которая также совершается в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной Седмицы. По субботам в период Святой Четыредесятницы совершается обычная Литургия святителя Иоанна Златоуста. Такое разнообразие совершаемых Литургий мы можем наблюдать только в период Великого поста.

Стоит отметить, что три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются «родительскими субботами». Это дни сугубого поминовения умерших. В эти дни служится заупокойная Литургия и панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение с чтением 17-й кафизмы). Такие службы необходимы потому, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них, были установлены родительские поминальные субботы.

Великий пост содержит в себе еще много интересного и необычного в богослужебном плане: различные недельные праздники, вдохновенное произведение преподобного Андрея Критского — Великий канон, совершение памяти великомученику Феодору Тирону с освящением колива, Пассию, посвященную страданиям Христа. Можно многое рассказать об этом, но лучше будет все это увидеть и воспеть вместе с Церковью: «Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопим» (молитва во вторник 2-й седмицы).

Подготовил Андрей Касимов

 

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого поста


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи