День радости, а не скорби

День радости, а не скорби

Много лет назад в праздник Пасхи соседский парень пригласил меня съездить на могилу его отца на саратовское Воскресенское кладбище. Мы с детства любили бродить по его аллеям, рассматривать старинные захоронения, читать надписи на памятниках, притягивала таинственность и красота. В тот день на кладбище было многолюдно.

Всему своё время, и время всякой вещи под небом.

Екк. 3, 1

Странная традиция

Это были времена безбожия и религиозного невежества среди большей части советских граждан. Почти у каждой могилы устраивались пиршества с алкоголем и непременной стопкой водки, поставленной для умершего родственника. Мой товарищ тоже достал бутылку, обильно окропил вином могилу отца, а, уходя, оставил покойному родителю щедрую закуску. Мне, в то время далекому от Церкви человеку, эти действия показались необыкновенно значительными и трогательными. А ведь ничего общего с православным христианством эта языческая тризна, конечно же, не имела.

Но кто тогда особенно задумывался, откуда пошла традиция посещать скорбные места в радостный день Христова Воскресения и правильная ли она? Отвечая на этот вопрос в одном из телевизионных интервью, протоиерей Димитрий Смирнов с присущей ему иронией сказал, что во всем виноваты… российские дороги! В деревнях их никогда не было, как не было и церквей – храмы строились чаще всего в больших селах, рядом с погостом. Вот и шел верующий люд из всех деревень пешком за сотни верст по разбитым грязным дорогам в сельский храм на ночную Пасхальную службу. Отстояв ее, с освященными куличами и другими пасхальными угощениями отправлялись на кладбище. Не возвращаться же домой, чтобы через несколько дней вновь проделывать тот же самый длинный и тяжелый путь по бездорожью. Поэтому заодно проведывали своих умерших родственников и тут же на их могилках разговлялись. «Это вошло в привычку, она укоренилась в народе и передавалась из поколения в поколение», – пояснил отец Димитрий.

А уж в советское безбожное время, когда многие храмы были закрыты, другого места, чтобы помянуть своих близких и родных и одновременно отметить Пасху, как на кладбище, просто не было. Верующий человек, лишенный возможности посещать храм, отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник.

Но если помнить о сути Христова Воскресения, то это, конечно, нонсенс. Ведь Пасха – праздник жизни, но не смерти. Даже тех, кто в это время умирает, отпевают особым, пасхальным чином. Протоиерей Сергий Архипов на страницах журнала «Фома» так отвечает на вопрос, почему не следует в Пасху посещать кладбище: «Христово Воскресение – это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога – все живы. Пасха – день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

Посещать кладбища в этот день нелогично

Конечно, Церковь не может запретить людям посещать кладбища, когда им этого хочется, но стоит прислушаться к священнослужителям и понять, почему этого не следует делать. «Святая Пасха является средоточением всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», – поясняет иеромонах Иов (Гумеров) на портале «Православие.ру».

Так категорически ли Церковь против посещения кладбищ в светлый праздник Пасхи или все-таки не велик грех разделить пасхальную радость со своими усопшими родственниками? Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Аркадий Махсумов пояснил, что какого-то догматического учения на этот счет и тем более запрета у Церкви нет, но: «Церковность – это прежде всего культура, христианское отношение ко всем явлениям в нашей жизни. Оно должно исходить из православного мировоззрения. Поминовение усопших – очень значимая часть жизни православного человека, и Церковь увещевает нас всегда помнить о своих ушедших сродниках. Мы молимся за них ежедневно на Литургиях, поминаем на панихидах, существуют в церковном календаре специальные дни поминовения – родительские субботы. Дома в вечерних и утренних молитвах мы так же вспоминаем ушедших от нас родных и близких, молим Бога об упокоении их душ, скорбим и плачем об усопших.

Но есть время для скорби и есть для радости, время плакать и время смеяться (Екк. 3, 3). Христос сошел во ад, разбил его врата, разрушил засовы, мы видим на иконе Воскресения, как обломки ада обрушиваются в пропасть. Он вывел из преисподней души людей, которые томились в ожидании Спасителя, и преодолел то, чего больше всего боятся люди – смерть! Он упразднил смерть, теперь мы называем смерть успением, временным сном. Иисус Христос даровал вечную жизнь всему человечеству, поэтому Пасха – это величайшее событие, самый радостный и самый счастливый праздник в церковном году, и посещение кладбища в этот день просто нелогично. Это можно сравнить с ситуацией, когда царь приглашает тебя на богатый пир и пытается усадить за свой стол, а ты бежишь в каморку к его дворнику и там довольствуешься черствой хлебной коркой. Дело не в том, что, отправляясь на кладбище, когда весь мир с ликованием празднует Пасху, мы совершаем непростительный грех или кощунствуем, но любая скорбь в день Светлого Христова Воскресения разрушает пасхальное настроение.

Было время, когда в Саратовской области действовал один-единственный Свято-Троицкий собор. Негде было вспомнить о Боге, не каждый крещеный человек решался в то время надеть на себя нательный крест, а надгробное крестное знамение было для многих единственным напоминанием о Христе, о вечности, которая ждет каждого человека. Но сегодня, когда, слава Богу, храмы возрождаются, и их в нашей губернии уже сотни, очень странно видеть людей, предпочитающих праздничной соборной молитве, участию в Таинстве Евхаристии, наивысшем спасительном Таинстве, посещение на Пасху кладбищ.

Пасхальная радость, чувство Пасхи доступно всем, верующим и неверующим, богатым и бедным, постившимся и не постившимся, даже тем, кто и не подозревал, какой это изумительный праздник. Какое потрясение испытывает каждый, когда здесь и сейчас, в эту минуту, в этот миг для каждого из нас воскресает Христос – и все мы, единые друг с другом, вместе восклицаем: “Христос воскресе!” Пасхальная радость – это чудо Божественной любви к каждому из нас, и если мы, православные христиане, это поймем, тогда в нашей жизни все будет на своих местах и ко времени. Всю Светлую седмицу мы будем радоваться Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы – на девятый день после Пасхи – вспомним об усопших родственниках, будем праздновать Радоницу, один из главных поминальных дней в году. Само название праздника говорит о том, что он несет в себе пасхальную радость, это не день траура».

Разделить с усопшими радость

В этом году Радоница выпадает на 25 апреля. Прежде всего надо прийти в этот день в храм, заказать панихиду, помолиться о спасении душ дорогих нам людей, усопших родственников, поставить свечу и подать заупокойную записку. Помочь душе умершего можно только горячей искренней молитвой. Святитель Филарет, митрополит Московский, называет такую молитву спасительной «для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым». Святитель Иоанн Златоуст так же поучает: «Постараемся, сколько можно, помочь усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

А уже после соборной молитвы в храме следует отправиться на кладбище, где покоятся наши родные и близкие. Нездоровая традиция распивать на могилах спиртное, оставлять умершим рюмку водки и еду, освященные пасхальные куличи, яйца сформировалась в советское время и к Православию не имеет никакого отношения. Принято в этот день раздавать угощения бедным, нуждающимся, а на могильных холмиках оставлять лишь цветы и свечи с лампадками.

Но люди упорно несут на могилы своих близких разную снедь. Недавно услышала, как на полном серьезе служитель кладбища спрашивал у родственников, придут ли они на следующий после похорон день «кормить умершего завтраком»? Так и хотелось спросить: кому это нужно, неужели покойному? Души умерших не нуждаются в еде, им нужна пища духовная, нужна наша молитва. В этот день на могилах молятся, читают акафист об упокоении душ наших близких, поют пасхальный тропарь, украшают могилу. Если рядом окажется заброшенная могила, за которой никто не ухаживает, приберитесь и здесь. Это будет по-христиански. Этому учат священники, наша православная вера.

…Впервые я встречу нынешнюю Пасху не с родными людьми, а приду к их могилам в праздник Радоницы, который еще называют пасхой умерших. В этом году ушли из жизни мой муж и сын. Буду молиться, чтобы Господь простил усопшим «вся согрешения их, вольная и невольная» и сотворил им вечную память. Горько, тяжело сознавать, что никогда уже не будет рядом дорогих моих родных людей, но светлая мечта о будущей встрече в ином мире греет душу, дает силы жить и радоваться жизни.

Ольга Стрелкова


Радоница – день особого поминовения усопших. Cовершается на 9-й день после Пасхи. В этот день христиане стремятся разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Мы верим, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, ведь Господь не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32).


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи