Тайна троичности Единого Бога

Тайна троичности Единого Бога

Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной, но от апостолов и учеников их приняла веру во Единого Бога, Отца Вседержителя, и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков провозвестившего Домостроительство спасения. «Да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную», – эти слова слышим мы каждый раз, молясь за Божественной литургией. Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь тщательно сохраняет ее. И сегодня, в праздник Пятидесятницы, в нашей церковной школе мы говорим об одном из наиболее сложных и непостижимых для человеческого ума догмате – догмате о Святой Троице.

От сотворения мира

О триединстве Бога отчасти говорится еще в книгах Ветхого Завета, но эти указания сокровенны, и понять их можно только в свете Нового Завета. Вот лишь некоторые ветхозаветные указания на тайну Пресвятой Троицы.

Первые слова книги Бытия: В начале сотворил Бог (бара Элогим) небо и землю (Быт. 1, 1). «В сем месте еврейского текста, – говорит святитель Филарет Московский, – слово Элогим, собственно – Боги, выражает некоторую множественность, между тем как изречение „сотворил” показывает единство Творца. Слова Божии пред сотворением человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1, 26) также говорят о более чем одном Лице Бога».

Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении: И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 6-7).

Еще одну группу свидетельств составляют те изречения Святого Писания, в которых имеются указания на то, что в Боге именно три Лица. Сюда относятся, прежде всего, описания явления Бога Аврааму в виде трех странников, о чем читаем в книге Бытия (18, 1-3). И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. По толкованию блаженного Августина, Авраам встречает трех, а поклоняется Единому.

Другое общее указание на тайну Святой Троицы дается в троекратном воззвании Серафимов к Богу: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3), которое слышал пророк Исаия при избрании его на пророческое служение.

Кроме того, указания на троичность Бога Отцы Церкви видят в Псалтири Давидовой. Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7) или еще в псалме 109: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (стих 1-й), из чрева прежде денницы… рождение Твое (стих 3-й).

По пришествии Христа на Землю

Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в сложной догматической формуле, а в рассказе о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы.

Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само Крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия.

Еще одно свидетельство о троичности Лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками перед крестными страданиями: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам… Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин. 15, 16; 26-27).

Третье, самое ясное свидетельство о Святой Троице содержится в заповеди Спасителя о крещении. Посылая апостолов по Воскресении Своем в мир на проповедь, Христос говорит: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19-20).

Несомненно, и в посланиях апостольских мы имеем свидетельства о трех Лицах Божества. Так, апостол Павел пишет: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Апостол Иоанн Богослов: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7).

Немало в Новом Завете и таких свидетельств, в которых указывается личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц. Так, Священное Писание говорит о личности Отца словами Сына: Никто не знает Сына, кроме Отца (Мф. 11, 27); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца (Ин. 10, 15).

Поэтому даже еретики, отвергавшие Личность Сына и Святого Духа, не отвергали Личность Отца.

На все времена

Святые отцы разных веков христианства также разъясняли для своих современников и потомков тайну троичности Единого Бога.

Святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель выступил против арианской ереси и явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – три Лица, а Божество Едино».

Преподобный Максим Исповедник пояснял слова апостола Иоанна Богослова о том, что Бог есть Любовь: «Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом».

Также для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божиим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Мы грешим помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге – Отцу, слова – Сыну, дела – Духу Святому всесовершающему». «Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть так же нераздельны. Желая приблизить тайну Пресвятой Троицы хотя бы несколько к нашим земным понятиям, непостижимое к постижимому, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы. Например: солнце, его луч и свет; корень, ствол и плод дерева; родник, бьющий из него ключ и поток; горящая одна при другой три свечи, дающие один нераздельный свет; огонь, блеск от него и теплота от него; ум, воля и память; сознание, подсознание и желание и тому подобное» (из книги протоиерея Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»).

Может ли христианин обращаться к каждому из трех Лиц Святой Троицы? Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в Иисусовой молитве – к Сыну, в молитве «Царю Небесный» – к Святому Духу. Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через перстосложение. Таким образом, наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

В заключении поговорим о том, для чего же необходимо знать учение о Святой Троице? В первую очередь для исполнения Божественного указания, данного через апостола: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Для понимания смысла и значения Крестной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего Искупления.

Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе может быть поводом для уклонения в ересь. История Церкви содержит массу тому подтверждений.

Подготовила Татьяна Уютова


Стихира Пятидесятницы на Господи воззвах (творение Льва Владыки):

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце, с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся соделавый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый крепкий, имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».

Перевод: 

«Приидите, люди, поклонимся Триипостасному Божеству, Сыну в Отце со Святым Духом; ибо Отец вне времени родил Сына Соприсносущного и Сопрестольного [Ему], и Дух Святый был в Отце, с Сыном прославляемый: единая Сила, единое Существо, единое Божество. Поклоняясь Ему, все глаголем: Святый Боже, все сотворивший Сыном и содействием Святого Духа; Святый Крепкий, через Кого мы познали Отца и Дух Святой пришел в мир; Святый Безсмертный, Дух Утешитель, от Отца исходящий и в Сыне пребывающий; Троица Святая, слава Тебе».


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи