«Всегда радуйтесь!»

«Всегда радуйтесь!»

Именно так пишет апостол Павел в одном из своих посланий первым христианам. Десятки раз в Новом Завете звучит призыв к радости. Кажется, что это состояние для верующего — самое неизменное и постоянное. Но разве возможно постоянно жить с ощущением радости, если в жизни каждого человека происходит так много печальных событий? Не ладится дома, на работе, болеют дети, ушел из жизни близкий человек, бедность одолела и т.д. Как можно ликовать при этом? На эту тему размышляет клирик Свято-Троицкого храма г. Покровска (Энгельса) священник Георгий Шматко.

– Отец Георгий, так о какой радости говорит нам апостол Павел, если в нашей жизни поводов для печали гораздо больше, чем для радости?

– Действительно, слово «радость» постоянно встречается в Священном Писании, в творениях святых отцов, а вот слово «счастье» встречается очень редко. Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями и наслаждениями. Высшая мудрость жизни – в смирении, а не в плотских наслаждениях.

Церковь призывает нас к духовной радости. Это чувство должно наполнять душу любого христианина. Мы радуемся, что мы со Христом, что находимся в лоне спасения, что Господь дает нам возможность покаяния, дарует нам Свою любовь в Таинствах Исповеди, Причастия. Радость – это здоровое состояние души, это радость о Христе, Который любит нас и каждого хочет спасти.

Мы в своей жизни зависим от очень многих вещей: погоды, здоровья, возраста, взаимоотношений в семье, на работе, нашего благосостояния и т.д. А радость о Воскресении Христа – она всегда с нами и ни от чего не зависит. Это пасхальная радость, которая заставляет трепетать наш дух, ее ни с чем не спутаешь. И апостол Павел эту радость испытал, эта радость его согревала, поэтому он не страшился смерти. Он знал, что идет ко Христу, и писал Филиппийцам: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Так умирали святые – с полным осознанием того, что смерть побеждена.

Если же мы этой радости встречи со Христом в себе не видим, значит с нами не все в порядке. Часто люди, приходя в Церковь, поначалу радуются тем переменам, которые в них происходят. Но потом начинается топтание на месте, и человек впадает в уныние. Дело в том, что раньше, до своего воцерковления, человек жил в постоянном грехе. Ему кажется, что стоит только захотеть — и можно избавиться от всего дурного и ненужного. Но одно дело – отделить от себя все внешнее, пагубные привычки и наклонности, и совсем другое – внутренняя борьба с самим собой.

Страсти стали частью человека, он с ними сроднился, стал их рабом. Понятно, что в таком состоянии человек не может испытывать радости, настоящей, духовной, которую надо смиренно выпрашивать у Бога, ради которой стоит потрудиться. Для этого нужно решиться отбросить от себя все худое вон, начать внутреннюю брань, преодолеть грех, искупить его, получить надежду на спасение, и тогда придет ни с чем не сравнимая радость познания Божьей любви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

– Давайте поговорим о следующей строке апостольского послания: «За все благодарите…» (1 Фес. 5, 18). За что, к примеру, должен благодарить Бога человек, родившийся с физическими или умственными недостатками, заточенный болезнью в стенах своего дома, лишенный полноценной жизни?

– Таких людей, безусловно, жалко. Но, как говорят святые, эти люди направлены нам в некое назидание. Что мы выберем – любовь к ним, ждущим нашей помощи, или постараемся от них избавиться, укрыться подальше и не видеть их страданий?

Наша жизнь наполнена скорбями, она многотрудна, и мы своим ограниченным умом не можем понять, кому какие скорби и болезни даются Богом. Вспомните историю жизни блаженной Матроны Московской. К ней, немощной от рождения, незрячей, прикованной к постели, каждый день шли люди с болью и обидой, с просьбой о молитве и помощи. И старица помогала, и до сих пор помогает. Такой великий дар получила она от Бога за свою праведную жизнь. Она смиренно, с благодарностью приняла и свою немощь, и свой великий дар.

Как бы люди ни хотели пребывать в постоянном комфорте – этого не получится, без скорбей мы свой земной путь не можем пройти. И чем ближе человек приближается ко Христу, тем больше он будет, по примеру Господа, страдать.

Люди часто сетуют на Бога, говоря: где же Он был, когда случилась какая-то трагедия? Но Господь всегда рядом, все происходит по Его воле. Любой человек, который живет со Христом, чувствует, что Господь его не оставляет даже в самые тяжелые времена. В этом испытуется наша вера. Известно выражение святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!». И это сказал тяжело больной человек, безмерно страдавший за свою веру, гонимый за Христа. Это были последние слова, произнесенные святителем перед смертью. Он умирал в пути к месту ссылки, терпя оскорбления конвоя, теряя последние силы. Но все равно продолжал благодарить Бога.

Благодарность – это еще и сильное лекарство от многих пороков: гордыни, эгоизма, зависти, тщеславия, самомнения. Мы должны быть благодарны Богу за один только факт своего рождения, потому что жизнь эта дается нам в дар. Вот почему главная христианская служба – это Евхаристия, что означает «благодарение», и на ней звучат слова: «Благодарим Господа».

В земной жизни мы постоянно окружены Божьими милостями, но порой их просто не замечаем, не способны оценить. Люди потому и несчастны, что не видят этих чудес, невнимательны, неблагодарны. И в храм приходят чаще всего с бедой, проблемами, просьбами — и почти никогда с благодарностью. Благодарности нужно учиться и, стоя перед Богом, чаще говорить: «Благодарю Тебя, Господи!».

Беседовала Ольга Стрелкова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи