Здесь создают облачения

Здесь создают облачения Четыре швейные машинки громко стрекочут, быстро мелькают иглы, нити ложатся идеальной линией… Еще пару строчек, и швея надевает на манекен готовое облачение из голубой парчи. В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы в мастерской «Ризный двор» Покровской епархии много работы. Ведь традиционный крестный ход на Покров – это большое событие для нашего города, это радость прихожан и слава Церкви. Потому и подготовка к нему идет с особым усердием. А 4 ноября православные христиане будут снова славить Пресвятую Богородицу и отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери. И вновь священники наденут голубые ризы. Накануне этих дат мне довелось побывать в швейной мастерской и увидеть, как готовятся богослужебные облачения для священнослужителей.

Швейное дело по воле Божией

На раскройном столе – парчовая и шелковая ткань, выкройки, ножницы, булавки. В уютном, просторном и светлом помещении гудят швейные машинки, портные выкраивают по изготовленным лекалам очередное изделие. Рядком на вешалках висят отутюженные разноцветные стихари, отглажена красивая епитрахиль. На манекене – смётана крупными стежками длинная черная ряса  – повседневное одеяние священнослужителей. Здесь выпускают редкий ассортимент швейной продукции – церковное облачение.

«Работы у нас добавляется, особенно накануне великих праздников. Ведь батюшкам хочется отслужить праздничную службу в новом облачении», – объясняет руководитель мастерской и ризничая Елена Владимировна Яновская. Она пришла в профессию, как сама говорит, по воле Божией. От швейного дела была далека: машиностроитель по образованию, большую часть своей жизни проработала в другой отрасли. Около десяти лет назад начала регулярно посещать Свято-Троицкий собор г. Саратова, там-то ей и дали послушание в ризнице.

Поначалу ей, человеку, выросшему в советские годы в атеистической семье, было трудно. «Я думала, что слово „епитрахиль” не выговорю никогда. Стала разбираться в том, чем занималась. Много читала литературы, как и что называется, для чего служит. Я с готовностью окунулась в новые знания. Конечно, без Божией помощи не обошлось», – рассказывает моя собеседница.

Сегодня Елена Владимировна может с полным правом назвать себя специалистом по пошиву священнических одежд. Соответствующий «диплом» она получила в процессе несения своего послушания, а также трудясь над образованием епархиальной швейной мастерской. История ее появления была продиктована экономическими соображениями.

Достать новые облачения священникам и вправду было непросто. Чтобы приобрести обновку, порой приходилось ездить в Москву, закупать облачения выходило дорого и неудобно.

Поэтому по инициативе Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в 2011 году была открыта мастерская «Ризный двор». Именно Владыка отметил важность и благословил на создание такой швейной мастерской, необходимость которой была вызвана большим спросом на церковные облачения для священников многих храмов епархии. Так идея стала жизненной реальностью, и воплощать ее доверили Елене Владимировне.

Мастерство с азов

Организация церковного швейного производства – дело непростое, но благословенный труд приносит добрые плоды. Изначально мастерская не имела своего постоянного места и размещалась в подсобных помещениях Свято-Троицкого кафедрального собора. В стесненных условиях швеям приходилось работать на дому, а заботы о доставке ткани и готовых изделий брали на себя их мужья. Сменив несколько рабочих офисов, в 2015 году работницы мастерской переехали в новое здание на территории храма и очень радовались новоселью.

«У каждой швеи теперь свое рабочее место, раскроечный и гладильный столы», – проводит экскурсию руководитель мастерской и ведет на склад. Здесь на длинных стеллажах хранятся рулоны тканей семи цветов: белого, черного, голубого, красного, зеленого, желтого и фиолетового. Именно из таких красивых набивных материалов, на которых золотыми или серебряными нитями вытканы кресты и узоры, шьется церковная одежда. Каждый цвет соответствует определенным дням и праздникам, когда проходят богослужения. Например, во время Великого поста в одежде служителей преобладают темные тона, на Богородичные праздники – голубой. Зеленый – цвет животворения и вечной жизни, облачения этого цвета надевают на Троицу. В нашей области таких тканей не купишь, а потому Елена Владимировна закупает необходимый материал у давно знакомых ей поставщиков. «Мы используем парчу, шелк, натуральные ткани как отечественного, так и иностранного производства. На складе швея получает ткань и дальше работает с ней. Гладит ее, в том числе подкладку, галуны, кресты, бахрому. Так проходит предварительный процесс обработки до раскроя и пошива», – объясняет она.

«Когда шьешь церковное облачение, нельзя отступать от заданной технологии, важно обязательно соблюдать последовательность пошива», – включается в разговор швея Наталья Щербакова. В мастерскую она пришла одной из первых. Профессионалу с большим стажем работы в ателье, ей пришлось постигать азы пошива церковных облачений. Сшитые ею одежды сейчас носят многие батюшки разных храмов. «Производство одного облачения священнослужителя занимает 3-4 дня», – поясняет швея, отпаривая раскроенные части изделия.

Елена Владимировна показывает готовый комплект иерейского облачения с красивой фелонью (ризой), верхним богослужебным одеянием без рукавов. Также священник надевает пояс и поручи. Еще сложнее облачения у архиереев, и в этой грамоте сразу не разберешься.

Все тонкости работы заново изучала и Татьяна Кокорева, технолог швейного производства. Будучи прихожанкой Свято-Троицкого храма, порог мастерской она переступила пять лет назад. «Как-то после службы батюшка, произнося проповедь, сказал, что вера без дел мертва, и так запали мне в душу эти слова, – вспоминает она. – Я стала помогать в трапезной, в социальном служении, а потом пригласили в мастерскую».

Много лет здесь уже трудится Ирина Назина. Шитье – любимое занятие, которое нравилось ей с детства, и она, этап за этапом, все больше осваивала это дело. А в какой-то момент появилось желание шить церковные облачения. Признается, что вначале было непросто. Дело в том, что при пошиве используется специальная технология, а строгие канонические правила предопределяют весь процесс. Да и ткань сложная, к примеру, парча с металлической нитью – плотная, в обработке проблемная.
 
«Научиться этому ремеслу может не каждый, даже если уметь шить? А где вы учились?» – спрашиваю у мастериц. «Нас отец Виктор Тихонов всему обучал. В самом начале он часто бывал у нас в мастерской, мерил сметанные изделия, подсказывал, показывал, давал советы. Ведь для священника очень важно, когда на богослужениях ничего не мешает, облачение сидит удобно. Мы получили большой опыт, ему за это огромное спасибо», – говорят они.

Работа одной командой

Самый первый пошив иерейских облачений в мастерской предназначался для соборной службы на Рождество Христово 2012 года. Рясы, подрясники, поручи, набедренники, требные комплекты, покровцы, скуфьи – это неполный перечень изделий, которые сегодня выпускает швейная мастерская. Безусловно, для этой работы нужны навыки шитья и главное – аккуратность, внимание и особая тщательность. Ведь это не обычная вещь, а священническое облачение. Причем богослужебная одежда сидит лучше, если выполнена по индивидуальной мерке – важны не только рост и размер, ширина плеч, но и все особенности фигуры священника. А потому каждая швея начинает свою работу со снятия мерок, изготовления выкройки, и только потом приступает к закройке и шитью. «Всё должно выполняться на высоком уровне и со вкусом, ведь каждое облачение – это работа кропотливая. Мы стремимся сделать такое облачение, чтобы оно доставляло радость священнослужителю», – признается Елена Владимировна.

Работа по пошиву церковной одежды действительно трудоёмкая. Интересуюсь: «Хватает ли терпения?». — «Главной помощью мы считаем молитву. По молитвам неожиданно всё решается. Это на самом деле – ответ Бога на наши прошения», – отвечают умелицы. «Каждое утро в нашем пошивочном цехе начинается с молитвы на начало благого дела, и каждый рабочий день тоже заканчивается молитвой. Регулярно посещаем службы, причащаемся и исповедуемся. Тогда и дело спорится», – добавляет Елена Владимировна.

В такой дружной и теплой обстановке работницы мастерской обязательно советуются друг с другом, делятся опытом и трудятся одной командой. Так повелось с первых дней работы их небольшого коллектива. При этом они зорко следят за качеством изделий, чтобы облачения, которые они шьют, сохраняли свою функциональность и красивый внешний вид долгое время. Их старания не остаются не замеченными. Положительно оценили работу швейной мастерской на православных выставках-ярмарках, проводимых в столице. К тому же стали поступать заявки и из других епархий. Иркутск, Томск, Калуга, Москва, Сахалин, полуостров Ямал – постепенно география заказов расширяется. А в прошлом году сшитые в мастерской подрясники отправились в Америку. Там, за океаном, облачения понравились, и в ответ пришла благодарность от священнослужителей.

Изделия своей швейной мастерской любая сотрудница всегда узнает безошибочно. «Когда бываю на службах в храмах, куда поступают наши заказы, обязательно обращаю внимание на облачение, которое мы сшили, смотрю, как оно на батюшке сидит. Если все хорошо, благодарю за это Господа», – говорит Елена Владимировна.

Напоследок, уже покидая этот небольшой цех, я поинтересовалась о дальнейших планах. Она рассказала, что мечтает о расширении штата, об обучении вышивальному ремеслу и о том, чтобы наладить пошив головных уборов – клобуков и камилавок для духовенства… Да много еще о чем мечтают в мастерской. Впрочем, задумавшись на секунду, Елена Владимировна добавила: «На все воля Божия».

Людмила Питайчук

Фото автора


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи