«Воскресе Христос, и жизнь жительствует»

«Воскресе Христос, и жизнь жительствует»

Сегодня в нашей школе урок катехизиса, но прежде чем приступить к разбору темы, уясним содержание этого понятия. Под катехизисом (от греч. katecheo — «оглашать, наставлять, учить») в древности понимали краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Затем «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. На уроке катехизиса мы поговорим о значении Воскресения Христа для каждого из нас. Ведет урок настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус священник Евгений Клементьев.

Воскресение Христово — предмет постоянного торжества Церкви, никогда не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике Святой Пасхи: «Христос бо воста: веселие вечное». В светлые пасхальные дни мы приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», не всегда понимая, что они означают. Это очень важные слова — ими мы исповедуем нашу веру в Воскресение воплотившегося Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Их нельзя произносить просто так, из чувства вежливости к собеседнику. Этими словами выражается главная радость и надежда всей нашей жизни.  

Однако человеку, не знакомому с православным богооткровенным вероучением, невозможно стать вполне причастником пасхальной радости. Всем известно, что Пасха — великий праздник, что в этот день обязательно нужно прийти в храм, освятить куличи для домашней трапезы. Но что является Источником этого торжества, о котором свидетельствуют и веселое церковное пение, и яркие одежды священнослужителей, и, кажется, даже сама природа (ведь недаром говорят, что на Пасху «солнышко играет»)?

Ответы на эти вопросы содержатся в Священном Писании — записанном Божественном Откровении, данном людям на все времена. Как крестной смертью Христовой совершено искупление пораженной грехопадением человеческой природы, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

                    Разрушена власть ада   

Спасительным плодом Воскресения Христова для человечества явилась победа над адом и смертью. Для всех святых на небесах открылось Царство Небесное. Созданной Христом на земле Церкви Богом Отцом был ниспослан Дух Святой, Утешитель, наставляющий верующих на всякую правду и дарующий силы для исполнения Божественных заповедей.

После изгнания Адама и Евы из рая человеческое существование имеет две формы: земная, телесная жизнь и загробная жизнь души. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но ее загробное состояние бывает разным. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых души умерших находились в состоянии отверженности, удаления от Бога, во мраке, в аду, в преисподней. Это состояние было подобно духовной смерти. В ад заключены были и души ветхозаветных праведников, которые жили на земле верой в грядущего Спасителя, обещанного людям Богом, и по смерти томились в ожидании искупления и освобождения.

Христос после Своей крестной смерти сошел душой Своей и Своим Божеством во ад, в то время как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в это время «ад был пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» («Слово на Пасху»). С разрушением затворов ада уничтожена и сила смерти. Смерть для праведных людей явилась лишь переходом к лучшей, небесной жизни во свете Царствия Божия; сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо Воскресением Христовым нам открыт путь к нашему телесному воскресению.

Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано, что освобождены были «с верою ожидавшие Его пришествия». Формулировка недостаточно четкая, мы не можем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и народов. Указание Священного Писания, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что «ад опустел». В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду последовали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае, значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные праведники.

Через Крестную Жертву и Воскресение Сына Божия, на небесах открылось великое Царство Христово, в которое вошли и продолжают входить души всех праведников и благочестивых людей Ветхого и Нового Заветов. И так до конца мира наполняется Небесный Дом — Горний Иерусалим, доколе число спасаемых не придет в совершенную полноту.

Согласно Священному Писанию, блаженство душ праведных на небесах состоит в успокоении от земных трудов и страданий, взаимном общении друг с другом и Ангелами. Самая же высокая радость спасенных состоит в общении и соцарствии со Христом, в радостном лицезрении Бога Вседержителя. Степень просвещенности душ Божественным светом соответствует степени их духовного совершенства, которого они с Божией помощью достигли еще в земной жизни. По учению Церкви, это блаженство не является полным и совершенным, а только началом и предвкушением того вечного блаженства, которое наступит после Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.

Утешение во Христе

С древнейших времен именно Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Апостол Павел говорит: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша; А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 14, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти.

Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Апостол Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа, по апостолу Павлу, является залогом нашего воскресения: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 22–23). После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 26).

Благодаря Воскресению Иисуса Христа мы обретаем жизнь нового качества, становимся новым творением в Нем. Ветхий Завет рассказывает о том, как когда-то в могилу пророка Елисея был брошен мертвец, который от прикосновения к костям пророка тут же ожил и стал на ногах своих (см.: 4 Цар. 13, 20–21). То же в духовном отношении произошло и с нами: как только верой мы соединились с Распятым и Воскресшим Иисусом Христом, то есть целиком доверили себя Ему, так сразу получили новую жизнь. Потому что Отец Небесный, воскресив Своего Сына, дал Ему не только жизнь, но и власть давать жизнь и нам.

С тех пор мы не одни: Христос разделяет с нами то, что обременяет нас и приносит страх и заботы. И вместе с апостолом Павлом каждый из нас может сказать: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Более того, соединившись с Христом верой, мы воскреснем в будущем, как и Он воскрес из мертвых. А потому Воскресение Христа приносит особое утешение тем, кто находится у порога смерти. Ведь теперь смерть не все, не конец; ведь то, что произошло со Христом — первенцем из умерших, должно произойти и с нами. Он победил смерть, чтобы и мы были с Ним в Небесном Царствии. Ведь Он обещал: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

28 мая 2017 г. 15 мая ст.ст. воскресенье. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Пахомий Великий
Преподобный Пахомий Великий

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПрп. Пахомия Великого (ок. 348). Совершается служба со славословиемСвт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Совершается служба со славословиемБлгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона (1480), Псковских. Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление, икон Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* При совершении службы Недели 7-й по Пасхе в соединении со службой в честь блгв. царевича Димитрия Угличского на литургии чтения дня и блгв. царевича: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

День тезоименитства Епископа Покровского и Николаевского Пахомия
Все фоторепортажи