Поднять глаза к Небу

Поднять глаза к Небу

Общаясь с православными батюшками, всякий раз все больше утверждаешься в мысли, что все мы действительно водимы Господом. Это нам кажется, что мы творцы своей судьбы, на самом же деле наша свобода — это лишь право выбора: принять или не принять волю Бога. Но иногда Господь делает человеку такое предложение, от которого очень трудно, а порой и просто невозможно отказаться. Так случилось когда-то с гражданином Рима, фарисеем Савлом, но не стоит думать, что нечто подобное не происходит в наши дни. Просто теперь Господь действует иначе…

Сельская матушка

Чтобы написать материал в рубрику «Сельский батюшка», необходимо, прежде всего, пообщаться с «сельской матушкой», ведь ее роль в жизни священника на сельском приходе переоценить невозможно, как, наверное, и невозможна без нее полноценная приходская жизнь в русской глубинке. На матушке, как правило, и воскресная школа, и клирос, и хозяйственные заботы по храму, да и «связь с общественностью» — тоже на ней. Причем, если в городе мы порой в глаза не видим матушку и детей священника, у которого постоянно исповедуемся, то в деревне матушка на виду у всех, и здесь будничная семейная жизнь священника — это продолжение его воскресной проповеди в храме. А это очень большая ответственность.

Поэтому, оказавшись в Маянге, я первым делом подошла к матушке, и мы успели немного поговорить о житье-бытье семьи Кузьменко.

— Городским жителям обосноваться в деревне очень не просто. И дело тут не только в бытовых трудностях, плохих дорогах. Для местных жителей мы остаемся чужими, как бы хорошо ни складывались отношения. Всегда чувствуешь, что ты для них — приезжий, хоть двадцать, тридцать лет здесь проживи. И все равно, я бы уже не захотела другой жизни. Придешь какую-нибудь бабушку навестить, она радуется — матушка пришла! А я про себя думаю: «Да ведь и я к тебе, как к родной мамочке или бабушке пришла, за утешением», — делится своими чувствами матушка Ксения.

А родная бабушка матушки Ксении была и остается тем человеком, чьими молитвами она жива.

— Я всегда чувствовала — за меня кто-то молится. Были в моей жизни ситуации, когда меня спасало чудо. Бабушка была очень верующей, умела деликатно, мудро задеть какие-то сокровенные струны моей души. Она жила в Пугачеве, я приезжала к ней на каникулы, читала Минеи с великолепными яркими литографиями, которые хранились у нее, однажды даже решилась надеть крестик. Уснула и сразу же проснулась, открыла глаза — а уже утро… Но потом подумала, что меня засмеют в школе — пионерка и носит крестик! Сняла его, отдала бабушке. Она взяла крестик молча, опустив полные слез глаза. А мама сказала мне тогда, что бабушка всю ночь молилась, благодарила Бога, что хоть кто-то из семьи надел крест… А вскоре бабушка умерла, — матушка вспоминает, едва сдерживая слезы.

Бабушка Ксении теперь, конечно же, радуется на небесах: Бог оправдал ее упование — внучка теперь не только носит крест, но стала матушкой, многодетной матерью.

Дом священника

Село Маянга — огромное, с широкими улицами, старыми добротными деревянными домами и уютными палисадниками. И храм здесь соответствующий — большой, величественный, красивый, возведен в 1864 году на месте сгоревшего деревянного. Храм освящен во имя Архистратига Михаила.

Дом священника, отца Александра Кузьменко и его семьи, принадлежит приходу — он большой, двухэтажный, что меня очень порадовало. Наши батюшки должны жить в хороших, добротных домах, но далеко не всегда так происходит, к сожалению. Вокруг дома большой участок земли, с огородом, молодым фруктовым садом, маленьким птичьим двором. А еще здесь живут кролики. Кролики — гордость матушки Ксении — очень большие. Просто необыкновенно большие; это скорее маленькие овечки с огромными ушами и выразительными глазами — кажется, вот-вот заговорят.

— Кролики на меня действуют успокаивающе. Бывает, подойдешь к ним расстроенная, обиженная кем-то, погладишь, посмотришь и успокоишься — такие они мирные, кроткие, — матушка Ксения водит меня от клетки к клетке, и чувствуется, что о каждом своем питомце ей есть что рассказать.

Впрочем, и отец Александр охотно участвует в этой экскурсии, ему также хочется, чтобы гостья познакомилась с каждым кроликом лично, для этого он предлагает мне подниматься на маленькую стремянку, и мы, трое взрослых людей, чувствуем себя в эти минуты детьми…

Да, еще во дворе живет Пират — пес, которому очень подходит его кличка — он большой, свирепый и беспородный. Правда, в его морде проглядывают черты бультерьера, а матушка утверждает, что «песик очень любит детей».

Дом, хозяйство, обычная деревенская жизнь. Но вместе с тем здесь явно ощущается, что настоящий дом для этой семьи все-таки храм, заботам о котором отдаются главные силы и батюшки, и матушки.

Воцерковление

Они приехали на Саратовскую землю из Ферганы в 1994 году, когда русским людям уже невозможно было оставаться в Узбекистане.

— Тяжело было расстаться с любимым городом, а в Балаково все было чужое, ни друзей, ни знакомых, — вспоминает матушка Ксения. — Супруг устроился на работу на завод, на руках у нас было двое маленьких детей. А вскоре я заболела, да так, что врачи опустили руки и сказали, что мне может помочь только Бог… Так и получилось.

Через скорби начался путь семьи к Богу. Стали ездить по храмам, монастырям, стали постоянными прихожанами Свято-Троицкого собора города Балаково, не пропускали воскресные Литургии, воцерковляться начали сразу серьезно, глубоко.

— Помню, приехали мы в Псково-Печерский монастырь, спустились в пещеры, а там старенький иеромонах молится, — вспоминает отец Александр. — Я стою и думаю про себя: «Господи, научи меня молиться, я ведь ничего не знаю, не умею». И только я это подумал, монах оглянулся на меня, а потом на колени упал и начал вслух творить Иисусову молитву: с сокрушением, плачем. Я сразу понял, что это — для меня. Вот так мне Господь показал, что значит молиться…

Александр и Ксения были одними из первых организаторов крестного хода в Вавилов Дол — тогда он начинался из Балаково и участвовало в нем человек 7–12.

— Идем мы как-то, у нас иконочки на груди. На пути встречаем мусульман. Они спрашивают: «А это у вас что?». Мы объясняем, что это иконы, рассказываем про Вавилов Дол. А кто-то из них мне говорит: «А моя бабушка тоже туда пешком ходила, я помню. За исцелением». Вот какая это святыня — для всех, — рассказывает с волнением батюшка.

Путь к священству

Еще после окончания школы, когда Александр даже крещен не был, ему вдруг пришло в голову поступить в семинарию, и он даже сам не мог понять, откуда эта мысль. Друзья его отговорили. После армии окрестился вместе с мамой в храме на Ваганьковском кладбище в Москве.

Уже в Балаково Господь призвал на служение Себе. Один за другим ушли бабушка, мама, отец будущего священника. Скорбное это было время. Вместе с супругой они пришли однажды к настоятелю Свято-Троицкого храма, отцу Виталию Шовгору, договариваться о поминках — хотели провести их при храме, вместе с прихожанами.

— Батюшка вдруг поднимает на меня глаза и спрашивает: «А Вы не хотели бы стать священником?». Я решительно отказался. Потом он еще несколько раз подходил ко мне в храме с этим же вопросом, и я трижды отказывался, так как это казалось невозможным, да и работа у меня была хорошая, — вспоминает отец Александр. — А потом отец Виталий передал мне пожелание Владыки Лонгина, чтобы меня взяли в алтарь изучать службу, и что он не потерпит никаких возражений. А вскоре в одном из монастырей старец мне посоветовал не противиться воле Бога, чтобы потом не пожалеть об этом.

— Во время хиротонии в алтарь вошел мой муж, а вышел совсем другой человек, я это почувствовала даже физически. Я, дети ушли на второй план, главным стало служение Богу, Его Церкви. Мне пришлось заново приспосабливаться к человеку, с которым прожила на тот момент уже 14 лет, — вспоминает то нелегкое для себя, но очень радостное время матушка Ксения.

Приход

Храм во имя Архангела Михаила, с. МаянгаПриход в Маянге не очень большой и состоит в основном из пожилых женщин, так как молодежь уезжает из этого когда-то богатого села в город. Но из Балаково приезжают молодые люди — венчаться, крестить детей, просто на службы — привлекает к себе старинный храм, батюшка, которого все очень ценят и любят. Нашлись и спонсоры, помогающие реставрировать храм, возрождать церковную жизнь. А когда это произойдет, наверняка начнется совсем другая жизнь в Маянге, и на ее улицах снова будет много детей. Так обычно бывает — возрождается где-нибудь храм, и вся жизнь рядом с ним тоже непременно меняется.

В священнической семье Кузьменко четверо детей. Старший сын Дмитрий уже студент. Дочек Настю и Катю мама называет своей «золотой серединкой», они ее главные помощницы и дома, и на клиросе, и в воскресной школе. Девятилетний Костя — худенький мечтательный мальчик — помогает в алтаре и хочет тоже стать священником, как папа. Костя очень тронул меня, когда принес мне рыжего голубоглазого котенка и молча положил на колени. Думаю, этим он хотел выразить что-то очень важное.

Конечно же, эти дети, растущие при храме в деревенской тиши, и природу, и весь окружающий мир воспринимают не так, как мы — более непосредственно, в другом, что ли, темпе. Во всяком случае, когда я попыталась втянуть девочек в разговор, они вдруг подняли головы к небу и замерли — высоко в облаках парили какие-то неведомые мне птицы. И это парение птиц в голубом бескрайнем небе было для них однозначно важнее необязательного разговора со мной. И я приняла это, и тоже с удовольствием подняла глаза к небу.

Елена Гаазе



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи