Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

9 июля 2017 года в городе Краков (Польша) решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска в Татарстане были включены в Список Всемирного наследия. Об этом объявил председательствующий на заседании посол Португалии в ЮНЕСКО Хосе Филип Мендос Морес Кабраль.

Номинационное досье «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск» было представлено в Комитет Всемирного наследия в начале прошлого года. Масштабные восстановительные и реставрационные работы на острове-граде Свияжске, в том числе в Успенском монастыре, и подготовка номинационного досье были проведены при содействии республиканского Фонда «Возрождение» под руководством Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева.

На заседаниях 41-й сессии Комитета Всемирного наследия в Кракове присутствует делегация Российской Федерации во главе с постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО Александром Кузнецовым. В состав российской делегации входят: заместитель председателя Госсовета Республики Татарстан (РТ), исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова; заместитель министра культуры РТ Светлана Персова; глава Зеленодольского муниципального района РТ, мэр города Зеленодольска Александр Тыгин; вице-президент Российского национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ICOMOS (ИКОМОС), проректор по научной работе Казанского института культуры Рафаэль Валеев; директор музея-заповедника «Казанский кремль» Зиля Валеева; директор Свияжского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Артем Силкин.

Номинацию к обсуждению представила эксперт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ICOMOS Сьюзен Деньер (Великобритания), которая в августе 2014 года побывала в Свияжске с консультативной миссией. Она вкратце охарактеризовала Успенский собор и монастырь, рассказала о проводимых реставрационных работах и особой ценности монастырского комплекса и отметила, что ICOMOS поддерживает номинацию Успенского монастыря для включения в Список Всемирного наследия.

Поддержку номинации также выразили постоянные представители стран-членов Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО: Ливана, Зимбабве, Казахстана, Финляндии, Турции и других стран.

От имени Российской Федерации выступил Александр Кузнецов. Постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО поблагодарил председателя 41-й сессии, членов Комитета Всемирного наследия, Центра Всемирного наследия, консультативные органы ЮНЕСКО, в частности, ICOMOS за поддержку включения объектов острова-града Свияжск в Список ЮНЕСКО: «В этом мы видим признание всемирной универсальной ценности исторических сокровищ Успенского собора — фресок ХVI века. Остров-град Свияжск находится на территории Республики Татарстан и Российской Федерации. Не случайно, что в Республике Татарстан уже есть два объекта, которые включены в Список ЮНЕСКО. Первый — это Казанский кремль, где рядом расположены православный собор и мусульманская мечеть. Второй — древний город Болгар, где официально был принят ислам. А сегодня принимается третий — жемчужина христианства Успенский собор и монастырь Свияжска. Эти три объекта — проявление мудрой политики руководства Татарстана по укреплению мира и согласия между разными религиями, что особенно актуально в сегодняшнем мире, полном конфликтов на религиозной почве».

«Татарстан также является верным партнером ЮНЕСКО. Это сотрудничество — пример воплощения в жизнь высоких ценностей ЮНЕСКО. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить делегацию Республики Татарстан за профессиональную работу по подготовке номинации», — сказал А. Кузнецов.

Успенский монастырь стал 29-м российским объектом, включенным в Список ЮНЕСКО.

***

Успенский собор входит в ансамбль Успенского монастыря XVI-XIX в. Строительство собора осуществлялось в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством архитектора Постника Яковлева. В интерьере собора сохранился полный цикл настенной фресковой росписи второй половины XVI — начала XVII века площадью 1080 кв. м, иконостас с иконами XVI-XVII вв. Фресковый и архитектурный ансамбль являются отражением нового направления в русском искусстве и амбициозной культурно-цивилизационной идеологии, инициированной Русским государством в XVI-XVII вв.

Идеологическая программа, иерархичность, монументальность, высокое художественное мастерство исполнения, стиль фресок демонстрирует пример особого направления развития христианского искусства России и Европы. Уникальность фресок состоит и в том, что они являются графическим отражением решений Стоглавого собора 1551 г., Соборов 1553-1555 гг., историческое значение которых важно не только России, но и в целом для восточно-православной Церкви и истории иконописи. Предпочтение определенных иконографических вариантов восходит к широкому просветительскому характеру программы росписи храма и подтверждает контакты с православным Востоком.

Успенский монастырь представляет собой единый архитектурно-художественный комплекс с документально, археологически и научно обоснованной засвидетельствованной историей, историко-культурной и архитектурной структурой, природным ландшафтом и многовековой преемственностью функционального использования в культурно-духовных целях.

Патриархия.Ru


09 июля 2017

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи