В выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля пройдет выставка «Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря»

С 15 июня по 26 августа 2012 года в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля пройдет выставка, посвященная иконостасу Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Впервые за многие годы на выставке в Музеях Кремля будут собраны вместе иконы, хранящиеся в разных музеях. Посетители увидят кирилловский иконостас во всей его первозданной красоте.

Кирилло-Белозерский монастырь с момента своего основания иноком Кириллом, учеником преподобного Сергия Радонежского, заслужил славу подлинного интеллектуального центра древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы того времени — книжники, богословы, философы. Во времена правления Ивана III в обители развернулось масштабное каменное строительство: в частности, на месте сгоревшей деревянной Успенской церкви в 1496 году был заложен грандиозный каменный собор, украшенный к моменту своего освящения высоким четырехъярусным иконостасом.

Известно лишь четыре подобных иконостаса XV века, причем кирилловский является самым большим и самым полным по количеству дошедших до нашего времени икон (утрачены лишь две из 57). В его создании предположительно участвовали три мастера, имена которых остались неизвестны. Однако при этом все четыре ряда иконостаса объединены тонко продуманной цветовой композицией, создающей настроение удивительной цельности художественного образа, достигнутой без всякой потери индивидуальности почерка каждого из художников.

В XVIII веке древний иконостас был разобран и заменен конструкцией, выполненной в соответствии со вкусами нового времени. Некоторые иконы были убраны в алтарь или переданы в другие монастырские церкви. Только в 1918 году искусствоведы и реставраторы вспомнили о выдающемся памятнике и приступили к его раскрытию и изучению. Вновь открытые иконы пришлось вывезти в Москву и Петроград, так как в самом Кириллове не нашлось подходящих мест для хранения. Отреставрированные произведения были переданы в собрания Третьяковской галереи, Русского музея и Музея имени Андрея Рублева. С течением времени об их происхождении из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря надолго забыли.

В 1960-х годах на волне нового интереса к древнерусской живописи и культуре Русского Севера началось интенсивное изучение архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря. Не был обойден вниманием и сохранившийся иконостас главного храма обители. С помощью документов из монастырского архива стало возможным восстановить его первоначальный облик. Открытия, совершенные в ходе многолетних исследований иконостаса, значительно обогатили представления о древнерусском искусстве.

Патриархия.Ru

05 июня 2012

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи